Банкротство и несостоятельность. Польское законодательство
Польша.ру > Бизнес в Польше > Для бизнесменов
 
 
Реклама:  
    Банкротство и несостоятельность регулируются законом "О корпоративной несостоятельности и возмещении" от 28 февраля 2003 года, который относится ко всем видам хозяйствующих субъектов, включая госпредприятия, частные фирмы и физические лица.

    Цель закона "О корпоративной несостоятельности и возмещении" - большая защита кредиторов и содействие реорганизации процесса объявления о несостоятельности. Основная задача состоит в том, чтобы предприятие могло продолжать свою экономическую деятельность, сохраняя занятость и не нарушая своей целостности.

    Помимо того закон должен содействовать корпоративному возмещению убытков предприятия, удовлетворению кредиторов, предупреждению будущей несостоятельности, реструктуризации долгов и поощрению ответственного подхода к деловой жизни. Законодательство адресовано предпринимателям, товариществам с ограниченной ответственностью, партнерским товариществам и филиалам действующих в Польше иностранных банков.

    Банкротство любого предприятия может быть объявлено, когда хозяйствующий субъект не в состоянии платить по своим долгам. Однако, если ситуация носит краткосрочный характер, связанный с какими-либо временными трудностями, нет оснований для объявления банкротства.

    В случае государственных предприятий, кооперативов, АО, ТОО или других юридических лиц, ведущих предпринимательскую деятельность, а также в случае ликвидируемых простых товариществ, зарегистрированных товариществ, профессиональных товариществ и долевых товариществ с ограниченной ответственностью, банкротство также объявляется, если активы подобных субъектов не в состоянии покрыть существующих долгов. Во всех случаях процедуры неизменно находятся под пристальным надзором судов.

    Несостоятельный должник обязан подать формальное ходатайство в срок до 14 дней о возникновении несостоятельности. Невыполнение может повлечь юридическую ответственность в рамках гражданского права, запрет на ведение хозяйственной деятельности для физического лица и запрет занимать должность директора или члена управляющего органа любого юридического лица. Помимо того лица, действующие бесчестно или тормозящие процесс несостоятельности, могут преследоваться по уголовному законодательству.

Законодательство обладает ограниченным предметным охватом в отношении физических лиц, где его приложение сводится к личной несостоятельности в результате не подлежащих контролю частного лица факторов. Закон не применяется к некоммерческим субъектам права.

    Процесс несостоятельности разделен на две части. Первая включает объявление о несостоятельности и процесс установления, имеются ли основания для такого объявления. Вторая часть касается приведения процесса несостоятельности в исполнение, что завершается полным или частичным удовлетворением кредиторов или принятием компромиссного решения.

    Способ удовлетворения кредиторов определяется в судебном порядке. Кредитор предприятия также может подать заявление о банкротстве, как и любой из его кредиторов. Далее, в случае простого товарищества, зарегистрированного товарищества, профессионального товарищества или долевого товарищества с ограниченной ответственностью любой из партнеров вправе подать заявление о банкротстве, тогда как в случае юридических лиц и других организационных субъектов такое право предоставлено лишь официально уполномоченным лицам.

    Есть следующие виды процедур объявления несостоятельности:
    - банкротство;
    - согласительные процедуры в рамках процедур банкротства;
    - добровольные соглашения;
    - банковские соглашения.

    Банкротство предприятия приводит к продаже всех его активов, выполнении всех обязательств и исследованию всех долгов. Там, где возможно, неликвидные предприятия должны продаваться как действующие. Закон нацелен на избежание банкротства хозяйствующих субъектов, которые переживают временные трудности с ликвидностью.

    Согласно законодательству, нельзя объявить несостоятельность:
    - государственной казны,
    - местных властей и юридических административных лиц,
    - подразделений службы здравоохранения,
    - учреждений и юридических лиц, образованных постановлением сейма, либо в результате делегирования полномочий, вытекающего из законодательства,
    - крестьянских хозяйств,
    - образовательных учреждений.

    Хозяйствующий субъект, который вследствие чрезвычайных обстоятельств утратил платежеспособность или предвидит, что такая утрата платежеспособности произойдет, может потребовать начала согласительной процедуры в отношении его кредиторов, с целью заключения с ними мирового соглашения.

    Предприниматели должны также иметь в виду, что связанные с банкротством процедуры совершаются очень медленно и не дают кредиторам гарантии их интересов на привычном для западных фирм уровне.

    Закон вводит принцип защиты капитала несостоятельного должника для того, чтобы такой должник не мог распоряжаться своими активами в период между объявлением о несостоятельности и принятием судебного решения о назначении ликвидатора или управляющего ликвидацией.

    Закон создает возможность проведения процесса корпоративной реструктуризации, что должно дать возможность производить его в краткие сроки, причем самому несостоятельному должнику. Закон создавался с целью его приложения к тем предприятиям, которые все еще сохраняют жизнеспособность в бизнесе, но стоят под угрозой банкротства. Процесс о несостоятельности является поводом для разработки плана реструктуризации, что, однако, может быть применено лишь к предприятиям, которые внесены в Национальный судебный реестр.

    Закон также расширяет трактовку системы международного банкротства и реструктуризации. Сейчас банкротство иностранного юридического лица вызывает банкротство и его польских филиалов или представительств. Польский закон вводит законодательную систему по образцу правовых регулирований, предложенных в 1997 году Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). После вступления Польши в Евросоюз, банкротства в рамках ЕС стали предметом общеевропейского законодательства.

    Наиболее существенным следствием является то, что процесс несостоятельности филиала или представительства проходит на законодательной почве страны регистрации данного правового лица.

Информация предоставлена: Бюро поддержки инвестиций и технологии (Польша)

 Рейтинг@Mail.ru