Конкуренция и защита потребителей в Польше
Польша.ру > Бизнес в Польше > Для бизнесменов
 
 
Реклама: Сеть ресторанов сушия открывает суши магазины.  
    Управление защиты конкуренции и потребителя (УЗКиП) стоит на страже свободы компетенции и интересов потребителя в Польше. Его задача - следить за выполнением закона "О защите конкуренции и потребителя" от 15 декабря 2000 года (вошел в силу 1 апреля 2001 года), дающего законные основания для защиты конкуренции и потребителя в стране.

    Центральное ведомство расположено в Варшаве, а 9 отделений находятся в главных польских городах. Основная деятельность УЗКиП состоит в пресечении монополистской практики, в контроле над консолидированием предприятий и в защите потребителей. С точки зрения иностранного инвестора, наиболее интересный вид деятельности Управления защиты конкуренции и потребителей и его региональных отделений, скорее всего, относится к консолидированию предприятий.

    Консолидирование нуждается в разрешении УЗКиП, если общий оборот фирм в предваряющем году выше 50 млн. евро. Это требование действует, например:
    - при консолидации двух или больше независимых предприятий;
    - при полном или частичном принятии на баланс собственности путем приобретения или вхождения во владение активами, другими ценными бумагами, акциями, либо получения прямого или косвенного контроля над одной или несколькими предприятиями другим образом;
    - при образовании совместного предприятия;
    - при принятии на баланс или приобретении активов или акций другого предприятия, в результате чего будет получено как минимум 25 % голосов на общем собрании или собрании акционеров;
    - когда одно и то же лицо занимает должность члена управляющего или контролирующего органа конкурирующих предприятий.

    Однако имеется ряд исключений из обязанности получать согласие УЗКиП, относящийся к приобретению предприятий с годовым оборотом ниже 10 млн. евро, а также, если контроль над приобретаемым предприятием будет лишь временным. Слияние может происходить, если УЗКиП выдаст благоприятное решение.

    Для повышения эффективности УЗКиП в случаях, когда практика предприятия может ограничивать конкуренцию, может быть предприняты разъяснительные меры вместо более сложных и дорогостоящих антимонопольных мероприятий, а решения могут приниматься на основании данных, собранных в ходе более кратких оперативных действий.

    Требовалось также прояснить вопрос, насколько обязательно уведомление о транснациональной консолидации. Окончательно было решено, что все монополистские действия, "которые вызывают или могут вызывать последствия на территории Республики Польша", должны оцениваться на основании статьи 1-ой закона "О конкуренции и защите потребителя". Итак, стороны транснациональной консолидации обязаны уведомлять     о своих намерениях УЗКиП, если:
    - любое из предприятий-участников имеет свои филиалы в Польше, либо
    - партнеры располагают торгово-оптовой сетью в Польше, либо
    - ведут постоянные продажи на территории Польши.

    Необходимо отметить, что с 1 мая 2004 года статья 13 параграф 2 закона "О защите конкуренции и потребителя", предусматривающая освобождение от обязанности уведомления УЗКиП относительно консолидирования, в результате которого общее участие в рынке консолидируемых партнеров не превышало 20 %, более не действует. Таким образом, любые консолидирование, которые не были заключены до 1 мая 2004 года и ранее освобождались от обязанности получить разрешение УЗКиП на основе прежней статьи закона, теперь обязаны получить такое разрешение вне зависимости от участия партнеров в рынке.

    Тот же закон запрещает сделки, которые имеют целью или могут вызвать в качестве последствий вытеснения, ограничения или любые другие нарушения конкурентности на соответственном рынке. Например, это может касаться:
    - прямого или косвенного сговора о ценах или других условиях купли-продажи товаров;
    - ограничения или контролирования производства, снабжения, технического развития или инвестиций;
    - раздела рынков сбыта или спроса;
    - навязывания невыгодных или неодинаковых условий договора при сделках с третьими лицами, что ставит эти лица в неравные конкурентные условия;
    - обусловленности заключения сделки от выполнения другой стороной иных обязательств, не имеющих ни существенных, ни традиционных связей с предметом сделки;
    - ограничения доступа к рынку или вытеснение с рынка предприятий, которые не являются участниками сделки;
    - сговора об условиях будущей оферты с предпринимателем-участником торгов, особенно в вопросах объема и стоимости работ.

    В 2003 году УЗКиП выдал 188 решений на базе антимонопольных предписаний, относящихся к практике ограничения конкуренции. Из этого числа в 15 случаях были задействованы горизонтальные соглашения (в 5 случаях обнаружена практика ограничения конкуренции), в 23 были задействованы вертикальные соглашения (в 15 случаях была обнаружена практика ограничения конкуренции), и в 150 случаях было злоупотребление господствующим положением на рынке (в 51 случае было обнаружено ограничение конкуренции).

    Кроме того УЗКиП изучил 194 случая в связи с консолидацией. В 149 из них решения были благоприятными для консолидирующихся предприятий, а в 2 случаях благоприятное решение было условным.

Информация предоставлена: Бюро поддержки инвестиций и технологии (Польша)

 Рейтинг@Mail.ru