Реформы в Финансовой области
Польша.ру > Бизнес в Польше > Экономика и бизнес

Банковская реформа в Польше 

 
Реклама: Гостиницы Москвы рус отель. Гостиницы москвы возле метро.  
    Реформа банковской системы в Польше началась в 1980 году и первоначально концентрировалась на проблеме преодоления монополии банков, находящихся в государственной собственности. После принятия Закона о Банках и Положения о Национальном Банке Польши (НБП) в 1989 году, девять отделений национального банка были превращены в отдельные банки, управляемые на коммерческой основе без вмешательства правительства.
    Роль национального банка Польши также была изменена в стиле западных центральных банков с ответственностью за денежную политику и с обязанностями банковского надзора. НБП осуществляет обязательные проверки деятельности коммерческих банков. Банковские правила в Польше также были приведены в соответствие с банковскими правилами в остальной части Европы в преддверии вхождения страны в структуры ЕС.

    Национальный банк Польши придерживается положений Базельского соглашения об адекватности капитала и в скором времени начнет также руководствоваться директивой об адекватности капитала, принятой в ЕС в целях обеспечения резервов для рыночных рисков. НБП вводит также целый ряд других правил, направленных на обеспечение безопасности банковской системы, например 15-ти процентный лимит (по отношению к капиталу) кредитования одного клиента.
    В целом, можно считать, что финансовая система Польши относительно здорова: НБП пристально наблюдает за подведомственными банками; широкая программа реструктуризации промышленного сектора, субсидируемая правительством, предусматривает выборочное списание бесперспективной просроченной задолженности, накапливавшейся в прошлом или реструктуризация этой задолженности; крупные банки находятся на аудиторском обслуживании у какой-либо международной аудиторской фирмы "Большой Шестерки", где применяются принципы учета IAS, включающие адекватные меры по тщательной оценке рисков и стратегии оздоровления; все крупные банки соответствуют требованиям минимального капитала; новая программа страховки депозитов предусматривает собственную, независимую от государственной, защиту средств вкладчиков. 
    В начале 1996 года правительство объявило о намерении пересмотра своего отношения к приватизации банковской системы. Предыдущий подход предусматривал рассмотрение каждого конкретного случая продажи банка местному или заграничному инвестору. Теперь предусматривается схема, согласно которой региональные коммерческие банки будут консолидированы в две группы, возглавляемые ПеКаО А.А. и Торговым Банком. 
    Обескураженное слабым спросом на акции приватизированных банков, правительство теперь надеется, что приватизация крупных банков может оказаться более успешной. Четыре банка из девяти, принадлежавших ранее государству, должны объединиться с ПеКаО А.О. Перед новой группой стоит достаточно трудная проблема - слияние пяти различных предприятий в одну организацию. Сначала каждый банк сохранит свой отличительный региональный характер, но уступит возможность другим членам группы работать на своей территории. В соответствии с планом, через некоторое время возникнет единая, полностью интегрированная банковская группа. Подобные планы относительно превращения Торгового Банка в ядро банковской группы были временно отложены ввиду протестов со стороны части западных инвесторов одного из банков. 
 
Рынок ценных бумаг
 
    Правовая основа деятельности Варшавской биржи ценных бумаг заложена в Законе о Публичном Обороте Ценных Бумаг и Доверительных Фондах, вышедшем 22 марта 1991 года. Положения Закона отвечают принципам международной практики в установлении руководящих органов (например, Комиссия по Ценным Бумагам) и процедур учета, торговли и обмена информацией. Дополнения, принятые в конце 1993 года, устанавливают еще более строгие правила неразглашения информации, которая может быть доступна инвесторам и вводят различие между понятиями "брокер" и "консультант по инвестициям". 
    Были приняты также законы регулирующие принципы непосредственной торговли, ценными бумагами, не вошедшими в биржевые списки, а также приватизационными чеками. На вторичном рынке зарубежные инвесторы пользуются равными правами с местными. Приобретение пакета акции, дающего право голоса на собрании акционеров в размере 5%, 10% и каждых дополнительных 2% должно быть отмечено в Комиссии по Ценным Бумагам Варшавской биржи ценных бумаг, в Польском Информационном Агентстве и в администрации компании, акции которой были приобретены.
    О намерениях приобретения акций в количествах, дающих право голоса в объеме 25%, 33% или 50% следует проинформировать не только вышеперечисленные инстанции, но и Антимонопольный Комитет, который может наложить запрет на данную операцию, если она находится в противоречии с законом о монополиях или интересами государства. Каждая единичная покупка 10-и процентного пакета или несколько покупок, совершаемых последовательно и дающих покупателю более 33% или 50% голосов, должны сопровождаться предложением на покупку всех остальных акций компании. Первая сессия на Варшавской бирже ценных бумаг состоялась 16 апреля 1991 года. Были выставлены акции пяти приватизируемых предприятий. После двух относительно спокойных лет, рынок ценных бумаг резко оживился в 1993 году. 
    Биржевой индекс вырос на 800% в долларовом исчислении и биржа была названа "лучшим в мире рынком ценных бумаг". Однако, после двух месяцев умеренного роста, рынок потерял более 50% своей стоимости (в течение месяца). Биржевые инвесторы покинули новый рынок. По мере улучшения экономической обстановки в 1995 и 1996, ситуация на бирже также стабилизировалась. 

Информация предоставлена агентством OpenKontakt
   

 Рейтинг@Mail.ru