Польская обувь NORD
Обувь - один из самых важных, если не самый важный, элемент всего наряда. Если обувь ухоженная и качественная, она является лучшей визитной карточкой мужчины. Поэтому экономить на них не стоит, ведь качественная обувь - это не только инвестиции в собственный имидж, но и гарантия долговечности покупки. При регулярном уходе и ремонте кожаная обувь может носиться до нескольких десятилетий. Одной из технологий производства обуви, позволяющей осуществлять такой многократный ремонт, является пошив каркаса методом GoodYear. Его используют большинство известных производителей классической обуви.
Слупские обувные традиции
Еще не так давно Слупск был провинциальным городом с процветающим многоотраслевым производством. В конце 1980-х - начале 1990-х годов здесь все еще было более ста пятидесяти рабочих мест, самым крупным из которых была обувная фабрика "Алька" (основана в 1969 году). В годы своей славы Alka насчитывала 3600 работников и была одной из крупнейших обувных фабрик в стране, производя к концу 1980-х годов почти полтора миллиона пар обуви в год. В основном это была экспортная обувь, а также заказы для силовых структур и служебная обувь для многих других отраслей.
Во время экономических преобразований численность персонала Alka была сокращена. В 1994 году на Alka работало 1 250 человек, а в 2002 году осталось только 340 сотрудников. В 2004 году завод был полностью закрыт. Тем временем, однако, в муниципалитете были созданы новые частные предприятия, особенно связанные с кожевенной промышленностью. По оценкам, в то время в отрасли было создано около сорока-пятидесяти малых, средних и крупных компаний. Все они использовали знания и опыт бывших сотрудников Alka. Двумя крупнейшими компаниями, которые были созданы в то время, были Джино Росси и NORD.
От машин NORD к технологияя GoodYear
Создателем бренда NORD является Казимеж Мека, в прошлом многолетний сотрудник фабрики Alka. В конце концов, Казимеж был связан с кожевенной промышленностью с самого детства, поскольку его мать была мастером швейной машины на Надбалтыцком заводе "Нептун", а дед был учителем в средней школе кожевенной промышленности в Старогарде Гданьском. Во время работы в компании Alka Казимеж Мека отвечал за внедрение новых технологий на заводе. В конце 1980-х годов он был вынужден оставить работу в результате кадровых разногласий. В течение следующих нескольких лет он работал иностранным гидом, но его постоянно тянуло вернуться в родную отрасль. Наконец, его хорошие контакты в разваливающейся ГДР позволили ему выгодно приобрести подходящее оборудование, кожу и обувные аксессуары. Так было основано небольшое сапожное предприятие, которое благодаря смене режима быстро расправило крылья и увеличило количество рабочих мест и производственных мощностей.
Целью Казимежа Мека было создание обуви хорошего качества, но по доступным ценам. Хотя марке NORD никогда не удавалось стать такой же популярной, как, например, Gino Rossi, продукция, созданная в Стшелинеке под Слупском, ценилась и ценится в обувной промышленности, в том числе и за рубежом. Обувь NORD быстро завоевала признание зарубежных покупателей, и большая часть продукции сегодня экспортируется, в частности, в Германию, Канаду, Австралию, Японию, Китай и Украину. С самого начала компания NORD сосредоточилась на инвестициях и поэтому обычно на шаг впереди конкурентов. Она первой на польском рынке начала использовать плоттеры и лазеры и производить кожаные подошвы. То же самое можно сказать и о компании Goodyear, традиционная технология которой позволяет ей играть в обувной лиге. Идея его внедрения возникла несколько лет назад и была ответом на потребности иностранных клиентов. Так, в 2012 году была запущена технологическая линия, и был создан специальный отдел, занимающийся исключительно этой уникальной продукцией. В этот отдел были делегированы лучшие и самые дотошные сотрудники. Таким образом, Nord является единственным предприятием в Польше с парком оборудования для производства обуви Goodyear. В настоящее время около 25% обуви, выпускаемой компанией Strzelinek, шьется по этой технологии. Большинство из них приобретается иностранными партнерами.
GoodYear - это шиномонтаж?
Хотя у большинства людей имя GoodYear ассоциируется с американским шинным гигантом, мало кто знает, что сын Чарльза Гудиера, первооткрывателя процесса вулканизации, носил то же имя, что и его отец, а также занимался изобретением и созданием машин для других отраслей промышленности. Именно он, а не его отец, как думает большинство людей, изобрел и запатентовал в 1871 году ременную швейную машину, которая позволила изготавливать обувь по традиционной технологии, но с использованием машин. Работа, которую до сих пор выполняли сапожники с помощью молотка, колуна и шила, теперь могла быть выполнена гораздо быстрее. Технология, конечно же, быстро стала популярной, механизировав и значительно ускорив процесс изготовления обуви. До сегодняшнего дня она осталась практически неизменной и продолжает оставаться эталоном обуви высокого класса.
Однако технология GoodYear является дорогостоящей и требует большого количества ручного труда и, следовательно, привлечения квалифицированных мастеров. По этой причине в Европе осталось всего несколько десятков заводов, использующих этот метод. Но почему, несмотря на то, что прошло более ста сорока лет, патент молодого мистера Гудиера до сих пор используется? Ответ прост - просто эта технология является лучшей.
Технология, которая пресуществовала 140 лет
Давным-давно, когда обувь еще не производилась на больших фабриках, а изготавливалась кустарными сапожниками, и у среднего человека была одна пара кожаных полуботинок, которой хватало на всю жизнь, необходимо было разработать технологию изготовления обуви, которая позволила бы регулярно ремонтировать обувь. А поскольку подошвы изнашиваются быстрее всего, был придуман способ, позволяющий легко их заменять.
Для этого использовался кожаный ремешок, также известный как рама, который служил соединением между верхом и подошвой (схему этого соединения можно посмотреть здесь). Поэтому верх и подошва обуви не пришивались непосредственно друг к другу одним швом, а верх пришивался к ремешку, а ремешок пришивался к подошве вторым конструктивным швом. В результате замена подошвы не требовала разбора всей конструкции верха и внутренней части обуви. Ремонт ограничился разрывом одного внешнего шва и пришиванием новой подошвы. Этот традиционный метод использовался сапожниками на протяжении нескольких сотен лет и используется до сих пор, хотя теперь только в мастерских, шьющих обувь вручную. В Польше есть несколько таких мастерских, самая известная - Яна Кельмана.
Между тем, машины, разработанные компанией GoodYear , позволили использовать эту старую и проверенную конструкцию в массовом производстве. Фабрики в Европе и США используют такие машины уже несколько десятилетий. Однако значительную угрозу для производителей такой сшитой элегантной обуви представляло постепенное внедрение вулканизации и склеивания, которые были гораздо более дешевыми методами изготовления, ранее использовавшимися в спортивной обуви, и которые сводили конструкционные швы к минимуму. Многие фабрики не выдержали такой конкуренции, особенно после открытия европейского рынка для продукции из Китая. Выжили только известные компании с многолетней историей, такие как Loake, Crockett&Jones, Church's, Barker, Cheaney, Grenson, Alfred Sargent и Tricker's, хотя и тогда не обошлось без проблем и сокращений рабочих мест.
Спрос на обувь, сшитую традиционными методами, вновь вырос на рубеже 20-го века. Именно тогда покупатели начали видеть недостатки продукции, импортируемой из Азии. Также значительным был выход на международный рынок местных компаний. Конечно, этому способствовал Интернет и динамичное развитие онлайн-продаж. Тенденция к выпуску продукции премиум-класса была признана, в частности, компанией NORD - отсюда и запуск производственной линии на базе Goodyear в 2012 году.
Чистая фабрика
На фабрике целых три склада, и в каждом из них стоят многометровые ряды стеллажей, на которых сложены тысячи рулонов кожи. Скины бывают разных цветов, весов и текстур Большинство кож поступает с итальянских и французских кожевенных заводов. В том числе самое лучшее и необычное сырье: к ним относятся шкуры питона, крокодила и ящерицы. Они используются в обуви, изготовленной по индивидуальному заказу.
Второй отдел фабрики - это раскройный цех, где из кожаных листов вырезаются детали верха обуви, а также кожаные стельки и подошвы (стельки из резины создаются в другом месте). На протяжении многих лет компания NORD использует современные плоттеры, которые быстро и точно вырезают отдельные компоненты.
Затем выкройки поступают в швейный цех, где на машинах сшиваются детали верха. Готовые верхние части, с вшитой изнутри кожаной подкладкой, затем поступают в отдел, работники которого отвечают за посадку этих верхних частей на колодки и придание им формы. Некоторые из верха затем отправляются в отдел GoodYear , а другие остаются на стандартной производственной линии, где затем прикрепляются подошвы.
NORD - это очень тщательно сделанная обувь, а качество используемой кожи не вызывает нареканий в этом ценовом диапазоне.
Линия MEKA, или марка GoodYear by NORD
Самая престижная линия NORD называется Meka, по имени владельца компании. Около десятка человек работают над ним каждый день. С самого начала Meka должна была стать лучшим продуктом Слупской фабрики, линией, которая должна была обратиться к обувной классике как с точки зрения дизайна, так и традиционной технологии.
Отдел Goodyear занимает небольшую площадь, но производит сто пар обуви в день, что составляет 25% от производственной мощности всей фабрики. Прежде чем обувь попадет в коробку, здесь выполняется около тридцати операций. Каждый из них требует ручной работы, точности и многолетнего опыта. Более ранние этапы производства выполняются в других отделах, например, пошив верха, вырезание стельки и так называемого язычка, вклеивание стельки и пяточного упора, а также подгонка стельки и верха к последнему. Затем в отделение Goodyear поступает перевязанное копыто, готовое к дальнейшим операциям. Самой важной из этих операций является пришивание подкладочной ленты длиной около 60 сантиметров, которая, будучи пришитой к верху, обхватывает всю переднюю часть обуви до пятки. Стелька пришивается на специальной машине, игла которой прокалывает верх и губу стельки (специальный выступ, врезанный в стельку снизу).
Стоит отметить, что NORD использует одни из самых толстых стелек в мире. Их толщина составляет 5 мм (стандарт - 2-3,5 мм в обуви, сшитой Goodyear), но при этом они очень мягкие, легкие и гибкие, поскольку изготавливаются из специальной кожи растительного дубления, которая вспенивается в процессе производства. Использование такой толстой стельки позволяет не использовать вклеенные вставки внутри обуви, которые часто выложены пеной. Эта мягкая стелька адаптируется к анатомии каждой стопы.