Изменения в законе о трудоустройстве иностранцев от 29 января 2022
Автор: Юлия Яник
29 января 2022 года вступило в силу ожидаемое работодателями изменение в положениях о легализации пребывания иностранцев в Польше - Закон от 17 декабря 2021 года о внесении изменений в Закон об иностранцах и некоторые другие законы (Законодательный вестник 2022 года, поз. 91). Намерением законодателя было ускорить и упростить процедуры предоставления иностранцам разрешений на временное проживание в Польше, в частности, так называемых единых разрешений, на временное проживание и работу. Однако, похоже, что не все введенные изменения можно оценить положительно.
Основные изменения
Одним из наиболее важных изменений, внесенных в Закон об иностранцах, является упрощение процедуры выдачи иностранцам разрешений на временное проживание и работу. Поправки отменяют два условия, которые должны были соблюдаться иностранцем для подачи заявления на получение разрешения:
- иностранец должен иметь источник стабильного и регулярного дохода, достаточного для покрытия расходов на содержание себя и находящихся на его иждивении членов семьи, и
- иностранец имеет гарантированное место жительства на территории Республики Польша.
Существенным изменением, также относящимся к единообразным разрешениям, является расширение каталога случаев, не требующих изменения или получения нового разрешения. Таким образом, ситуация изменения названия должности, на которой иностранец выполняет работу, с сохранением прежнего объема обязанностей или увеличение рабочего времени с одновременным пропорциональным увеличением вознаграждения не требует изменения разрешения. Более того, в случае смены организации, которая заказывает работу иностранца, не нужно будет подавать заявление на новое разрешение, а только на внесение изменений в него. Представляется, что изменения в этом отношении выгодны, так как они значительно облегчат процедуру трудоустройства иностранцев, а также разгрузят ведомства, которым не придется рассматривать столько заявлений на изменение или выдачу новых разрешений, как раньше.
Также продлен допустимый срок выполнения работ на основании декларации о поручении работы иностранцам из 6 стран: Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы, России и Украины. Возможность заказа работ на основании такого заявления была регламентирована в Законе "О содействии занятости и учреждениях рынка труда" от 20 апреля 2004 года. Согласно внесенной поправке, иностранец может работать на основании одного заявления до 24 месяцев. По истечении этого срока иностранцу можно поручить работу на основании нового заявления, не дожидаясь 6 месяцев, т.е. ранее необходимого перерыва.
Спорные изменения
Законодатель, отказавшись от требований, которые должен был выполнить иностранец, чтобы подать заявление на получение единого разрешения на временное проживание и работу, ввел положение, согласно которому вознаграждение, получаемое иностранцем, не может быть ниже минимального вознаграждения за работу, которое в 2022 году составляет 3010 злотых брутто. Это требование не зависит от продолжительности рабочего времени и вида правоотношений, являющихся основанием для трудоустройства, таким образом, и в случае, когда иностранец будет выполнять работу неполный рабочий день и по договору поручения.
Внесенное изменение может вызвать беспокойство у работодателей, намеревающихся нанять иностранца на неполный рабочий день. В такой ситуации работодатель должен будет гарантировать оплату труда в размере не менее 3010 злотых, в то время как нанимая польского работника с таким же рабочим временем, работодатель может предложить ему более низкое вознаграждение, соответствующее его рабочему времени. Введенное положение, несмотря на то, что оно кажется благоприятным для иностранных работников, поскольку гарантирует им определенный минимальный социальный уровень, необходимый для содержания себя и своих семей в Польше, может вызвать опасения у работодателей, что такое трудоустройство будет рассматриваться как дифференциация материального положения польских и иностранных работников.
Однако описанное выше изменение положений не обязательно должно означать полный отказ от найма иностранного работника на неполный рабочий день. Измененный закон предусматривает, что требование о минимальном вознаграждении считается выполненным и в том случае, если целью пребывания иностранца в Польше является выполнение работы у более чем одного работодателя и сумма этих вознаграждений не ниже минимального вознаграждения. Кроме того, следует отметить, что требование о минимальном вознаграждении относится только к иностранцам, желающим выполнять работу на основании разрешения на временное проживание и работу. В других ситуациях, например, когда иностранец имеет визу и разрешение на работу или выполняет работу на основании заявления о поручении работы, он сможет получить вознаграждение пропорционально продолжительности работы.
Очевидное изменение
Изменением, которое лишь предположительно призвано улучшить процесс легализации пребывания и трудоустройства иностранцев в Польше, является установление новых сроков рассмотрения дел о выдаче временных разрешений на проживание и их изменений, постоянных разрешений на проживание и долгосрочных разрешений на проживание в ЕС. В первом случае срок рассмотрения дела воеводой составляет 60 дней со дня, когда иностранец подал правильное заявление или восполнил формальные пробелы в заявлении. В двух других случаях срок составляет 6 месяцев. В апелляционном производстве по вышеупомянутым делам установлены 90-дневные сроки. Однако представляется, что внесенное изменение все же не будет применяться на практике, в связи с тем, что сроки для вышеупомянутых случаев были указаны в ст. 35 пп. 3 Кодекса административного судопроизводства, но, как показывает опыт, административные органы обычно их не соблюдали. Поэтому представляется, что внесенное изменение не решит проблему длительности процедуры легализации трудоустройства иностранцев в Польше.
Резюме
Большинство введенных изменений следует оценить положительно. Однако время и практика позволят оценить, стали ли органы управления лучше справляться с количеством заявлений, подаваемых иностранцами, и не коснулись ли изменения на самом деле внутренних правил работы ведомств.
Автор: Юлия Яник, стажер-адвокат Brzezińska Narolski Adwokaci sp. partnerska. Она занимается вопросами в широком понимании трудового права и услугами для корпоративных клиентов. Она специализируется на поддержке кадровых команд, составлении договоров и документации для сотрудников. Среди прочего, она уделяет внимание вопросам моббинга, неравного обращения и трудоустройства иностранцев.
Ещё на сайте
Как работодатель может принять на работу иностранца - общие положения, объясняющие логику работодателя
Разрешение на работу - zezwolenie и oświadczenie, в чём разница
Разрешение на работу (zezwolenie do pracy) - официальная информация
Заявление о поручении работы иностранному гражданину (Oświadczenie o powierzeniu wykonywania pracy cudzoziemcowi) - официальная информация