Проверки размещения работников на территории Польши
Национальная инспекция труда - это учреждение, созданное для борьбы со злоупотреблениями или реагирования на случаи незаконной деятельности, связанной с размещением работников. Она проводит проверки размещения работников на территории Польши.
Проверки выполнения обязательств работодателей
Национальная инспекция труда - это учреждение, созданное для борьбы со злоупотреблениями или реагирования на случаи незаконной деятельности, связанной с размещением работников. Она проводит проверки размещения работников на территории Польши.
Такие проверки органами Национальной инспекции труда проводятся в отношении работодателей, размещающих работников на территории Польши.
На практике работодатель, направляющий работника на территорию Польши, будет представлен во время проверки лицом, уполномоченным таким работодателем. Инспектор труда может попросить лицо, ответственное за контакты между Национальной инспекцией труда и работодателем, направляющим работника, предоставить данные уполномоченного лица.
Проверки Национальной инспекции труда проводятся для того, чтобы убедиться, что работодатель, направляющий работника на территорию Польши:
- выполнил ли он следующие обязательства:
- подал декларацию о направлении работника на территорию Польши
- уведомил Государственную инспекцию труда об изменении данных в декларации
- назначил лицо, ответственное за контакты между Государственной инспекцией труда и работодателем, направляющим работника на работу
- хранит документы, связанные с трудоустройством командированного работника в Польше
- обеспечил соответствующие условия труда работнику, командированному на территорию Польши.
Работодатель-пользователь, который использует временного работника, направленного на территорию Польши агентством по временному трудоустройству или агентством по трудоустройству, также может быть подвергнут проверке, чтобы убедиться, что работодатель-пользователь:
- предоставил ли работодателю, разместившему работника, информацию об условиях найма временных работников, вытекающую из действующего законодательства и внутренних документов работодателя-пользователя (например, правил, уставов, соглашений, коллективных договоров)
- уведомил работодателя, направляющего работника, о намерении направить работника, направленного к этому работодателю-пользователю, на временную работу в другое государство-член ЕС.
Проверка статуса командированного работника
Национальная инспекция труда проверяет, правильно ли были направлены работники на территорию Польши, в случаях, когда есть сомнения в том, можно ли считать данного работника направленным работником.
В частности, она определяет:
- работодатель, направляющий работника, действительно осуществляет существенную деятельность на территории другого государства-члена ЕС, кроме чисто внутренней управленческой или административной деятельности
- работник, командированный на территорию Польши, выполняет работу на этой территории только временно.
При определении соблюдения этих условий Национальная инспекция труда принимает во внимание широкие временные рамки и оценивает все обстоятельства, которые она считает необходимыми и которые:
- характеризуют деятельность, осуществляемую работодателем, размещающим работника, в стране учреждения или проживания этого работодателя и, при необходимости, на территории Польши
- характеризуют работу и положение работника, командированного на территорию Польши.
Если проверяется фактический статус работодателя, командирующего работника, такие обстоятельства включают, в частности:
- место, где предприятие имеет зарегистрированный офис и администрацию, пользуется офисными помещениями, платит обязательные налоги на свою деятельность и обязательные взносы на социальное обеспечение и, если применимо, в соответствии с законодательством государства-члена, в котором учреждено предприятие, имеет соответствующий документ, разрешающий ему осуществлять определенный вид деятельности, или зарегистрировано в торговых палатах или профессиональных органах
- место, где нанимаются командированные работники и откуда они командируются
- закон, применимый к договорам, заключенным работодателем, командирующим работника на территорию Польши, со своими работниками, и закон, применимый к договорам, заключенным со своими клиентами
- место, где предприятие осуществляет существенную коммерческую деятельность и где оно нанимает административный персонал
- количество выполненных контрактов или размер оборота в государстве-члене ЕС, где учреждено предприятие.
Если проверяется фактический статус командированного работника, то к таким обстоятельствам, в частности, относятся:
- выполняется ли работа в течение ограниченного периода времени на территории Польши
- дата начала командировки
- направляется ли командировка в государство-член ЕС, отличное от того, в котором или из которого командированный работник обычно выполняет работу
- возвращается ли работник в государство-член ЕС, из которого он был командирован, или ожидается, что он возобновит работу в этом государстве-члене ЕС после завершения работ или услуг, для которых он был командирован
- характер работы
- предоставляются или возмещаются ли проезд, проживание и питание, и если да, то каким образом они предоставляются или какой метод возмещения используется
- любые предыдущие периоды, в течение которых соответствующая должность была занята тем же или другим работником.
Важно! Если одно или несколько обстоятельств, касающихся работодателя, командирующего работника, или командированного работника, не применяются, это не означает, что работник не был командирован на территорию Польши в соответствующей ситуации. Национальная инспекция труда адаптирует оценку этих обстоятельств к каждому конкретному случаю, принимая во внимание специфику соответствующей ситуации.
Если Национальная инспекция труда считает, что данный работник не может рассматриваться как командированный работник, и в частности, что видимость того, что работник был командирован, была создана незаконно:
- работодатель, разместивший этого работника, или лицо, действующее от имени этого работодателя, может получить штраф в размере от 1 000 до 30 000 злотых
- применяется законодательство страны, где работает работник. Однако это не должно привести к тому, что условия труда работника будут менее благоприятными, чем те, которые применяются к работникам, командированным на территорию Польши.
Когда проводятся проверки?
Проверки размещения работников на территории Польши могут проводиться как ad hoc, когда размещенные работники находятся в Польше во время проверки Национальной инспекции труда, так и после размещения, в этом случае проверка может проводиться до 2 лет после размещения.
Полномочия трудовых инспекторов
Во время проверки Национальной инспекции труда инспектор труда имеет право, среди прочего:
- беспрепятственно проходить на территорию, а также в помещения и на объекты
- осматривать помещения, сооружения, рабочие места, машины и оборудование и проверять, как выполняются технологические процессы и работы
- требовать от работодателя, направляющего работника на территорию Польши, или лица, действующего от имени этого работодателя, предоставления информации, документов или деклараций, связанных с направлением работников на территорию Польши, включая их перевод на польский язык
- заслушивать командированного работника в качестве свидетеля в связи с выполнением работы на территории Польши
- проверять личность командированного работника, в том числе требовать предъявления соответствующего документа, например, паспорта или удостоверения личности.
Если проверка касается иностранца, направленного в Польшу работодателем, учрежденным в стране, не являющейся членом Европейского Союза, Европейской экономической зоны или Швейцарии, инспектор может также проверить, находится ли этот работник в Польше на законных основаниях или имеет ли он действительное разрешение на работу, если это необходимо.
Важно! Отказ представить документы по требованию инспектора труда или отказ предоставить информацию или разъяснения является правонарушением, которое наказывается штрафом в размере от 1 000 до 30 000 злотых.
Если будет установлено, что действующее законодательство было нарушено, трудовой инспектор из Национальной инспекции труда может предписать соответствующему работодателю устранить обнаруженные нарушения путем выдачи:
- решения - письменного или устного
- последующее заявление
- устных указаний, адресованных соответствующему субъекту.
В случае обнаружения нарушений, которые рассматриваются как правонарушения в соответствии с действующим законодательством, трудовой инспектор имеет право:
- возбудить дело о наказании нарушителя
- наложить штраф в рамках процедуры наложения штрафа
- обратиться в уголовный суд для вынесения приговора в отношении нарушителя.
В случаях, когда минимальное наказание выше максимального штрафа, инспектор труда может обратиться в суд только для вынесения решения в отношении нарушителя.
В обоснованных случаях, принимая во внимание обстоятельства дела, степень вины и отношение лица, обвиняемого в правонарушении, инспектор труда может счесть достаточным:
- предупредить нарушителя
- объявить нарушителю выговор
- предупредить нарушителя.
Важно! В рамках производства по делу о правонарушении или правонарушениях, которое проводится отдельно от проверки,
трудовой инспектор может собирать доказательства из документов и заслушивать лиц в качестве свидетелей или лиц, подозреваемых в совершении правонарушения. Документация предыдущих проверок также может служить доказательством.
Преступления, связанные с несоблюдением Закона о командировании работников
Определенные нарушения, связанные с размещением работников на территории Польши, считаются правонарушениями, которые наказываются штрафом в размере от 1 000 до 30 000 злотых.
Нарушения со стороны работодателей, размещающих работников
Работодатель, направляющий работника на территорию Польши, или лицо, действующее от имени этого работодателя, подлежит штрафу, если:
- они не выполняют следующие обязательства:
- назначить лицо, ответственное за контакты между Национальной инспекцией труда и работодателем, направляющим работника
- подать декларацию о направлении работника на территорию Республики Польша в Национальную инспекцию труда не позднее дня начала предоставления услуг
- своевременно уведомлять Государственную инспекцию труда о любых изменениях в данных, указанных в декларации
- хранить документы, связанные с трудовой деятельностью командированного работника, в бумажном или электронном виде в течение периода командирования на территорию Польши
- предоставлять документы и их перевод на польский язык в период пребывания на территории Польши по запросу Национальной инспекции труда
- предоставить документы и их перевод на польский язык, по требованию Национальной инспекции труда, в течение 2 лет после завершения работы работника, командированного на территорию Польши
- Национальная инспекция труда считает, что работник не может считаться работником, командированным на территорию Польши, и нет ситуации подлинного командирования (например, когда командирование было использовано для обхода закона и привлечения лица, командированного в Польшу, на польский рынок труда).
Нарушения со стороны работодателей-пользователей
Если агентство по временному трудоустройству или агентство по трудоустройству направляет временного работника агентства на территорию Польши, работодатель-пользователь подлежит штрафу, если он не предоставит этому агентству следующую информацию:
- условия работы временного агентства на территории Польши, вытекающие из общеприменимых законов, которые опубликованы на официальном сайте по размещению работников на территории Польши, а также другие условия найма таких работников, вытекающие из коллективных договоров и других коллективных соглашений, основанных на законах, а также правилах и уставах, устанавливающих права и обязанности сторон трудовых отношений, и
- условия проживания, если они предоставляются работникам вне их постоянного места работы в соответствии с коллективными договорами и другими коллективными соглашениями, основанными на законах, правилах и уставах, устанавливающих права и обязанности сторон трудовых отношений
- намерение направить данного работника в другое государство-член ЕС.
Важно! Работодатель-пользователь, которому польское агентство временного трудоустройства наняло работника временного агентства и который затем направил этого работника временного агентства на территорию другого государства-члена ЕС, также подлежит штрафу, если он не уведомит это агентство о намерении направить этого работника в другое государство-член ЕС.
Преступления, связанные с непредоставлением надлежащих условий найма
Преступления, связанные с непредоставлением надлежащих условий труда работникам, командированным на территорию Польши, указанные в Трудовом кодексе и наказываемые штрафом в размере от 1 000 до 30 000 злотых, относятся к отдельной категории.
В таких случаях работодатели, направляющие работников в Польшу, несут ответственность за эти правонарушения на тех же условиях, что и польские работодатели.
Эти правонарушения могут включать в себя:
- нарушение положений о рабочем времени или положений о родительских правах работников (например, в отношении беременных женщин и во время материнства) и трудоустройство работников-подростков
- невыплата вознаграждения за труд или иного пособия, причитающегося работнику или члену семьи работника, имеющему право на это пособие, в установленный срок
- необоснованное уменьшение размера этого вознаграждения или пособия или необоснованные вычеты
- непредоставление ежегодного отпуска, на который работник имеет право, или необоснованное сокращение продолжительности этого отпуска
- несоблюдение законов или правил по охране труда и технике безопасности на рабочем месте.
Преступления, связанные с нарушением положений о найме временных агентских работников
В случае временной агентской работы правонарушения могут заключаться в найме временного работника для выполнения:
- особо опасной работы
- работы на должности, на которой работник занят у работодателя-пользователя, в то время как этот работник принимает участие в забастовке
- работы того же типа, что и работа, выполняемая работником, занятым у работодателя-пользователя, с которым трудовые отношения были прекращены по причинам, не связанным с работниками, в течение последних 3 месяцев до планируемой даты начала работы временного работника агентства, если такая работа будет выполняться в любом организационном подразделении работодателя-пользователя, расположенном в муниципалитете, где находится или находилось организационное подразделение, в котором был занят уволенный работник
- работа, требующая оснащения сотрудника охраны огнестрельным оружием или электромышечными инкапаситаторами, на которую требуется лицензия
- временная агентская работа у одного работодателя-пользователя на срок, превышающий 18 месяцев в общей сложности в течение 36 месяцев подряд
- временная агентская работа у одного работодателя-пользователя в течение периода, превышающего 36 месяцев, если временный агентский работник постоянно выполняет временную агентскую работу, связанную с задачами, за которые отвечает отсутствующий работник, работающий у данного работодателя-пользователя.
Работодатель-пользователь или лицо, действующее от имени работодателя-пользователя, также совершает преступление, если они:
- не обеспечивают здоровые и безопасные условия труда в месте, предназначенном для работы временного агентства, для временного работника агентства или не оснащают рабочее место временного работника агентства машинами и другими техническими средствами, отвечающими требованиям оценки соответствия
- не выполнять обязательства работодателя, согласованные в письменной форме с агентством по временному трудоустройству, в том числе:
- не обеспечить работника временного агентства спецодеждой и обувью, средствами индивидуальной защиты
- не предоставлять временному работнику поддерживающее питание и напитки
- не проводить обучение по охране труда и технике безопасности для временного работника агентства перед допуском его к работе и периодически
- не обеспечили установление в установленном порядке обстоятельств и причин несчастного случая на производстве, произошедшего с работником временного агентства
- не информировать временного работника о профессиональных рисках, связанных с его работой, и о правилах защиты от опасностей
- не выполняют другие обязательства, согласованные с агентством по временному трудоустройству, связанные с выполнением работником временного агентства работы по временному трудоустройству
- использовать работника временного агентства для выполнения:
- особо опасную работу
- работу на должности, на которой занят работник, работающий у работодателя-пользователя, в период, когда этот работник принимает участие в забастовке
- работу того же типа, что и работа, выполняемая работником, работающим у работодателя-пользователя, трудовые отношения с которым были прекращены по причинам, не связанным с работниками, в течение последних 3 месяцев до планируемой даты начала работы временного работника агентства, если такая работа будет выполняться в любом организационном подразделении работодателя-пользователя, расположенном в муниципалитете, где находится или находилось организационное подразделение, в котором работал уволенный работник
- работа, требующая оснащения сотрудника службы безопасности огнестрельным оружием или электромышечными инкапаситаторами, на которую требуется лицензия
- использовать одного и того же временного работника агентства в течение периода, превышающего в общей сложности 18 месяцев в течение 36 месяцев подряд
- использовать временного работника агентства в течение периода, превышающего 36 месяцев, если это лицо постоянно выполняет работу временного агентства, связанную с задачами, за которые отвечает отсутствующий работник, работающий у данного работодателя-пользователя
- не вести учет часов, отработанных работником временного агентства, в объеме и на условиях, применимых к работникам
- не допускать работника временного агентства к ежегодному отпуску.
Преступления, связанные с нелегальной работой иностранцев
Преступления, связанные с нелегальной работой иностранцев на территории Польши, относятся к отдельной категории. Они могут возникнуть, когда иностранец из третьей страны, прибывший в Польшу:
- не имеет вида на жительство, позволяющего ему законно проживать в Польше или выполнять работу
- выполняет работу без соответствующего разрешения на работу в случаях, когда такое разрешение требуется (для работников, командированных в Польшу, это, как правило, разрешения типа C, D и E).
В таких случаях и организация, нанимающая иностранца, и сам иностранец несут ответственность за незаконное трудоустройство (первый - за незаконное поручение работы, второй - за незаконную работу на территории Польши), а размер штрафа зависит от типа выявленного нарушения.
Ещё на сайте
Ответственность за невыплаченное вознаграждение командированным работникам
Размещение работников из третьих стран
Жалобы, заявления и претензии, поданные работниками, командированными в Польшу
Декларация о направлении работника на территорию Польши
Уведомление об изменении данных в декларации о направлении работника на территорию Польши