Первое причастие глазами туриста
Польша.ру > Культура > Религия

 
Введение
 
    Что бы сразу все расставить по местам скажу, что лично мое отношение к религии очень непростое, и в двух словах всего не объяснишь. Я думаю, что где-то «там» все же «что-то» есть. И хотя в церковь не хожу, назвать себя ни во что не верящим тоже не могу. Если есть люди, которым религия помогает в жизни, я понимаю их, как понимаю и тех, кто вполне может обходиться без нее.
 
    Что же касается Польши, то здесь отношение к религии очень серьезное, ведь практически все поляки верующие, и каждое воскресенье обязательно посещают костел. А дети, помимо этого, каждый вечер обязательно прочтут молитву перед сном. Но, несмотря на всё это, в обычной жизни религия не стоит на первом плане - она просто является неотъемлемой её частью. Ходить по воскресеньям в костел и молиться на ночь здесь так же естественно, как здороваться с другом при встрече.
    На мой, как мне казалось, каверзный вопрос полякам: «Если у Вас все люди верующие, то откуда берутся воры и убийцы?»,- совершенно разные люди давали практически одинаковый ответ: «Они не ходят в костел».
    Как говорится, комментарии излишни.
    Весь уклад жизни, в которую естественным образом входит религия, отличается от нашего. Я не скажу, что он лучше или хуже. Он просто другой. 
 
    То, о чём я пишу здесь я видел собственными глазами, кое-что мне рассказали мои друзья-поляки. Так что возможно в моём описании есть какие-то расхождения с "классической" церемонией. Но, как говорится, что вижу, о том пишу.
    Теперь, когда я ввел Вас с курс дела, можно начать рассказ о главном.
 
Первое причастие
 
    В жизни любого католика есть три важнейшие события. Это крещение, принятие первого причастия и венчание.
    Крестят детей еще маленькими, когда те вряд ли что-то понимают. А вот принятие первого причастия - это осознанный шаг в новую, духовную, жизнь, вход в лоно церкви. 
    У католиков нет нижнего возрастного ограничения на посещение церковных служб. Но только после принятия первого причастия, эти посещения становятся осмысленными.
    Говоря формально, причастие - это хлебные пластинки, как память о последней вечере Иисуса Христа. Т.е. принимая причастие, вы тем самым принимаете Святой Дух; сам Иисус входит в Вас.
    Приняв первое причастие ребенок открывает свою душу для Христа, поднимается на новую ступеньку в своем духовном сознании.
    Первое причастие ребята принимают в возрасте примерно 9 лет. Торжества обычно проходят в мае. Точная дата зависти от договорённости с ксёндзом, ведь через каждый костёл проходит довольно много ребят, и церемонии идут в течение целого месяца, а иногда и дольше.
 
    Накануне принятия первого причастия проходит первая исповедь. Ребенок должен сам вспомнить все свои грехи, сам решить для себя, что он сделал в жизни хорошего, а что плохого. Разобраться в своем прошлом, что бы прийти к новой жизни со спокойной чистой душой.
    Как мне рассказывали сами поляки, после первой исповеди наступает огромное облегчение (какого уже больше никогда, пожалуй, не будет).
 
    Если только в вашей, читатель, школе к вступлению в пионеры не подходили формально, вы помните, насколько воодушевляло это торжественное мероприятие. Какие эмоции переполняли вас, как хотелось всем на свете показать, что вы стали пионером!
    Вот как раз на таком эмоциональном подъеме (после первой исповеди) и проходит торжество принятия первого причастия. Или, как его здесь называют, «первой комунии».

Церемония Принятия Первого Причастия

    Готовятся к этому дню задолго. На торжество принятия первого причастия приглашают всех родственников, как близких, так и дальних. Это один из тех редких случаев, когда все члены семьи собираются вместе. Хотел было сказать «как на свадьбу», но это далеко не так. Из-за специфики торжества просто друзей обычно не приглашают, только самых близких.
 
    Технология торжества уже отработана годами. Школьники обычно приходят в костел всем классом, прямо как на прием в пионеры, только без деления на «достойных» и «недостойных». По желанию родителей можно принимать первое причастие и в любом другом костеле.
    Накануне объявленной даты специально для ребят уже в самом костеле проводятся репетиции, поэтому все они заранее знают, что и как будет происходить.
    Родители к этому дню подготавливают детям роскошные костюмы, как на свадьбу. Для девочек - это пышные белые платья, где разнообразие фасонов в классическом стиле ограничено только фантазией родителей и портных. Таким платьям, и специально сделанным изысканным прическам, позавидует иная невеста. Для мальчиков выбор наряда более прост. Традиционно это белый костюм, хотя допускается и нежно-бежевый, и темно-синий. Обязательный атрибут - белые перчатки, которые придают внешнему виду особую элегантность.
 
    И вот, наконец, наступает этот долгожданный день. К назначенному часу весь костел до отказа заполнен близкими и дальними родственниками, мест на лавках на всех, конечно, не хватает, и все пространство костела буквально забито приглашенными. Специально для ребят отделяется пространство перед кафедрой, где для них ставят ряды стульев. Все остальные присутствующие во время церемонии толпятся сзади. 
    Ребята выстраиваются перед главным входом в костел. При чем отдельно мальчики, отдельно девочки. Рассажены во время церемонии они будут тоже отдельно. Мальчики выглядят настоящими джентльменами, ну а девочки - просто невесты. 
    В назначенное время к ребятам выходит процессия во главе с ксендзом, и после недолгого вступительного слова они вступают в костел...
 
    Да простят искушенные читатели мою терминологию, но в церковных делах я не специалист, а потому не обессудьте, если что не так.
 
    Надо сказать, что современные костелы оснащены прекрасной аппаратурой для усиления звука. Сегодня ксендз ведет проповедь с радио-микрофоном, и его голос усиливается множеством маленьких динамиков, расположенных в разных местах. Громкость подобрана так, что бы звук был достаточно тихим, не громче голоса стоящего рядом, но в тоже время и достаточно громким, что бы не быть заглушенным посторонними шумами.
 
    Что лично мне больше всего запомнилось, так это песни, которые сопровождали все торжество. Они звучат в исполнении прекрасного женского голоса. В них нет ни пафоса, ни заунывности, ничего что может хоть как-то раздражать. Кажется, этот голос льётся откуда-то сверху, сливаясь со звуками органа. 
    Если Вы слушали органную музыку в костеле с хорошей акустикой, то знаете, насколько божественно она может звучать. И вот, эта песня, вместе с прекрасным органным аккомпанементом, волшебной музыкой разливается по всему пространству костела. Еще раз повторюсь, в сочетании с прекрасной акустикой это дает необыкновенный эффект.
 
    Итак, дети в сопровождении прекрасной песни, стройными колоннами входят в костел, и рассаживаются по местам. Церемония начинается...
 
    Что бы представить себе официальную часть, вспомните торжественные пионерские утренники в школе, замените во всех текстах имя Ленина на Иисуса, подкорректируйте проповедуемые идеи и исторические события - и Вы получите точную картину происходящего. Простите за невольное кощунство, но когда я смотрел на происходящее, строки
        «Ленин родился в апреле,
        Когда расцветает земля,
        Когда позабыты метели,
        И в рощах цветут тополя...»
упорно выплывали из памяти.
    Конечно, трудно придумать принципиально новый сценарий торжественных церемоний… Сначала родители благодарят ксендза за подготовку. Затем следует несколько стихотворных монтажей посвященных этому событию.
 
    В течение церемонии несколько песен поют хором и сами ребята, под руководством ксендза, имеющего, кстати, тоже хорошо поставленный голос. Несмотря на мелодичность, песни исполняемые ребятами имеют уже хорошо выраженный ритм. Если переводить в двух словах, смысл одной из них таков: «Если хочешь, что бы радость была в твоем сердце (в следующих куплетах это покой, твердость, и т.п.), обратись к Богу, и он даст тебе силы.» Текст другой песни еще более прост: «Я хочу петь (смеяться, хлопать, прыгать...) как Святой Давид». (Чем-то схожа с нашей «Если нравится тебе - то делай так...».) А смысл той, под которую ребята входят в костел с началом церемонии, в том, что Бог и Святая Дева Мария видят Вас, поддерживают и направляют.
 

    Но вернемся к церемонии…
    Любая католическая служба включает в себя несколько обязательных атрибутов. Это общая молитва, проповедь, чтение библии, молитва стоя, затем опустившись на колени, и т.д. Не исключение и церемония первого причастия. Только на сей раз чтение библии доверяется кому-то из ребят.
    Интересна традиция после определенной молитвы желать находящимся рядом с тобой мира и согласия. При этом можно пожать друг другу руки. И если для взрослых «пожелание» может ограничиться кивком головы и приветственным словом стоящим рядом, то ребята пока не пожмут руки всем в радиусе двух метров - не успокоятся. 
    Когда же я снимал церемонию на видеокамеру, стоя рядом, они считали своим долгом пожать и мне свободную руку. :-) Что ж, в любом официальном мероприятии есть место вольностям. 
 
    Итак, вся церемония продолжается около часа. И хотя обстановка и так очень торжественная, ксендз еще и еще раз объясняет важность всего происходящего.
    - Многие ребята сегодня получают дорогие подарки, - проводит он «разъяснительную работу», - и начинают хвастаться друг перед другом: вот, мне подарили часы, а мне велосипед…. Не хвастайтесь такими подарками, ибо главным для Вас должно быть то, что сегодня Вы получаете Святой Дух - это должно быть для Вас главным подарком.»
 
    Я не знаю, что на самом деле было главным, но в другой раз многие пришли в костел имея, как видно, только что подаренные наручные часы. И специально, что бы видели сидящие рядом, иногда посматривали на них. Дети есть дети.
 
    На фоне общей идиллии я все же добавлю ложку дегтя в бочку меда. Для меня, как для русского, врезался в память один рассказ старого ксендза. Он развивал мысль о том, насколько важны подарки в память о первом причастии, и привел эпизод из своего детства:
    - Я очень плакал, когда во время войны не...,- здесь он запнулся, видимо на языке вертелось слово «немецкая» и, быстро поправившись, продолжал, - русская военная полиция выгнала нас из дома что бы произвести обыск. Потому что когда мы вернулись обратно, в доме не осталось ни одной иконы. Они забрали даже мою фотографию с первого причастия... И какова же была моя радость, когда моя тетя, умирая, передала мне сохранившуюся у нее фотокарточку с моего первого причастия. Сегодня она занимает почетное место среди икон, висящих на стене у меня в комнате...
    В общем повествовании этот эпизод ни чем не выделялся, и слушающие, вероятно, скоро о нем забыли, но поскольку он задевал мои национальные чувства, я почему-то очень хорошо запомнил эти слова.
 
    Затем ксендз продолжал:
    - А у кого из Вас в домах есть памятные подарки с первого причастия Ваших родителей, или, может быть, бабушек и дедушек?  Поднимите руки.
    Поднялось всего пяток рук.
    - Плохо, очень плохо, - подытожил он.
    И снова продолжал настраивать, и без того проникнувшихся всей важностью происходящего, ребят.
 
    Наконец наступил главный момент торжества. Вы, наверняка, видели в кино, как это происходит. Ребята двумя стройными колоннами, отдельно мальчики и отдельно девочки, подходили к кафедре за которой стоял ксендз, становились на колени, и принимали причастие. В отличие от православного, у католиков это такая белая пластинка, которую ксендз кладет в рот причащаемуся.
    Затем, согласно ритуалу, принявшему причастие следовало пройти снова на свое место, и встав на колени прочесть молитву. Кстати, знать все молитвы наизусть вовсе не обязательно, все ребята приносят с собой специальные маленькие молитвенники в белом переплете. Пройдя на свое место они становятся на колени, находят нужную молитву, прочитывают ее про себя, крестятся, и только после этого садятся на место.
 
    В целом на этом первая часть торжества заканчивается.
    Так же, как и входили, под торжественную песню в сопровождении органа ребята стройными колонами выходят на улицу. 
 
    Вся площадь перед костелом в это время заполнена многочисленной родней, съехавшейся на торжественное мероприятие. Видимо, поводов собраться в таком полном составе у родственников не так уж и много, поскольку многие только здесь начинают знакомиться друг с другом.
 
    Затем, согласно традиции, следует праздничный обед. Поскольку гостей съезжается очень много, то для такого случая родители часто арендуют зал в кафе или ресторане. Конечно, это стоит недешево, но и такое торжество проходит только раз в жизни. (Хотя, надо сказать, что в польских семьях нормой считается иметь два ребенка.)
    Интересно, что на праздничном обеде, посвященном первому причастию, по традиции, не подают никаких спиртных напитков.
    Про польскую кухню нужно говорить отдельно, и сейчас я не буду вдаваться в особенности национальных традиций. Скажу лишь, что традиционные для наших застолий глубокие тарелки с разнообразными кушаньями, здесь максимально «облегчены».
 
    На праздничный обед дается несколько часов. Затем, в костеле следует продолжение торжества. Опять все ребята выстраиваются перед входом и уже вторая часть церемония снова начинается с торжественного вхождения.
    На сей раз, после сытного обеда, хор уже не такой слаженный, да и усидеть на месте ребятам сложнее. Но и церемония, по сравнению с утренней, максимально облегчена. Ибо на сей раз главное - получение памятных подарков. Памятный подарок - это специальная именная грамота, вставленная под стекло в рамочку, где написан лаконичный текст «в память тому-то о первом причастии» и дата. Грамоты в основном стандартные.
    Получать эти памятные подарки вызывают по одному, и поэтому церемония вручения несколько затягивается. Получив их, ребята идут фотографироваться на память с ксендзом, причем так как пришли они сюда всем школьным классом, то и фотосъемка проходит по классам.
 
    Затем следует продолжение праздничного обеда. После которго первый и главный день церемонии заканчивается. Родственники приехавшие из других городов разъезжаются по домам...
 
Продолжение торжественных дней

    Но само торжество принятия первого причастия на этом не кончается. Всего оно включает в себя 7 церемоний. Две из них проходит в воскресенье, и затем по одной каждый день до следующей пятницы.
    Понедельник после принятия первого причастия для ребят объявляется выходным. В последующие дни они, как обычно, посещают школу (каникулы в Польше начинаются только в конце июня), а вечером снова приходят в костел на очередную церемонию, длящуюся около часа.
    И каждый раз ребята снова облачаются в нарядные костюмы. Вот только в последующие дни торжественного построения перед костелом больше нет, все сразу проходят на свои места.
    За опоздание к началу церемонии «расстрел на месте» не практикуется - ведь всякое может случиться. И, как я видел, «случается» довольно часто. Опоздавшие просто тихо проходят и садятся на свое место.
 
    Каждый из следующих дней посвящен Памяти. В первый день молятся за всех детей мира, а в последующие - за кого-то из близких: за маму и папу, за бабушек и дедушек. 
    В начале церемоний ксендз сам произносит молитву. Потом главу из библии прочитывает кто-то из ребят, заранее выбранный на эту почетную обязанность. Затем молитвы читают хором, при чем ксендз сначала называет номер страницы, что бы все смогли ее найти в своих молитвенниках. Хотя есть и такие молитвы, которые все обязаны знать наизусть.
    После этого ксендз выходит к ребятам из-за кафедры, и просит сказать несколько слов о своих мамах, папах, бабушках, в зависимости от того за кого в этот день молятся. Потом спрашивает «За кого бы вы хотели помолиться сегодня»? Ребята поднимают руки, он подходит к ним с микрофоном, и те говорят «За маму», «За ксендза», «За костел», «За Иисуса», «За Иоанна Павла Второго», «За больную тетю», «За всех детей лишенных первого причастия», «За всех близких», «За самого себя»...
    Между молитвами ребята под руководством ксендза поют песни. Благодаря им вся церемония воспринимается не как нечто формальное, а как действительно красивое торжество, запоминающееся на всю жизнь.
    Конечно, дети есть дети. Им трудно высидеть все время в позе «почтительного уважения», внимая голосу святого отца. Они могут и перемолвиться парой слов с соседом, но торжественность происходящего все равно читается на их лицах.
 
    Красивая церемония, мелодичные песни, божественный орган, нарядные костюмы – вот, что осталось в памяти у меня... Все это проникает в твою душу, приносит покой и умиротворение. Я не сторонник религии, но глядя на то, как преображаются ребята входя в костел, как светлеют их лица, невольно задумываешься о том, что, может быть, не плохо иметь «светлый идеал» в жизни.
 
 
Просто наблюдение
 
    Мне вспоминается и другой эпизод...
    Это было в Закопане. Церковный праздник в начале лета... В костеле в течение дня проходит несколько служб, и можно пойти на любую, но прийти нужно обязательно. И вот когда наступил вечер, пошла на службу семья с которой я жил. 
    В маленьком костеле не хватило на всех мест, и люди сидят на скамейках поставленных недалеко от входа прямо на улице. Через открытые двери хорошо слышна вся служба (ксендз говорит в микрофон). Как я уже говорил, католическая служба включает в себя выполнение несколько обязательных атрибутов в определенное время - вставание, стояние на коленях, и т.п.. И все - и пожилые люди, и молодые парни и девушки, и дети, которые еще минуту назад, как все дети, шалили и может быть капризничали, все они теперь слушают ксендза, хором произносят молитвы. На их лицах нет ни скуки, ни усталости, ни чего-либо неприятного и неестественного. Для них это не повинность, которую они обречены исполнять, это естественная часть их жизни. 
    Конечно, в стране есть преступники, наркоманы, и прочие отбросы общества. Люди далеко не ангелы. Но в тот момент, когда все едины в своих мыслях, думаешь совсем о другом...
    Все дышит спокойствием и умиротворением в этот летний вечер. Я нарочно внимательно смотрел на всех - кто как одет. Ничего специального, обычная одежда для летнего вечера. И по отсутствию парадности понимаешь, что это для них обычное дело. И совершенным обычным является то, что на лицах в этот момент действительно присутствует какая-то божья искра.

Автор статьи - Калашников Николай


 Рейтинг@Mail.ru