Бесплатные автомагистрали - это убыток для экономики. «Нам не хватает транспортной политики».
Бесплатные автомагистрали - одно из самых громких предвыборных предложений партии "Право и справедливость". В то время как водители могут найти бесплатное путешествие по дорогам привлекательным, транспортный эксперт не сомневается: для польского бюджета это будет финансовой катастрофой.
В прошлую субботу на съезде партии "Право и справедливость" председатель правящей партии Ярослав Качиньский объявил о введении бесплатных автомагистралей. Что касается государственных дорог, то это произойдет очень скоро.
- Что касается государственных платных дорог, то, если только удастся вовремя принять законы, мы отменим это в кратчайшие сроки, сказал Качиньский. В случае частных или арендованных дорог, добавил он, партия "займется этим" в следующем году.
Ожидается, что в конце этой недели власти опубликуют график, в соответствии с которым они отменят плату за пользование дорогами. Это подтвердил министр развития и технологий Вальдемар Буда.
- Мы должны пересмотреть это, мы должны прийти к соглашению о том, какие тарифы, в каком правовом механизме мы это сделаем. И в течение года мы с этим разберемся. Следующим летом все будет решено", - сказал Вальдемар Буда, имея в виду автостраду А2, ведущую к польско-немецкой границе.
Год назад все было иначе
Между тем, менее полутора лет назад министр инфраструктуры Анджей Адамчик, отвечающий за автомагистрали и автобаны, вел совершенно другое повествование. Тогда он заявил, что введение бесплатных дорог не является хорошей идеей и что Польша просто не может себе этого позволить.
объявление
- Мы не можем позволить себе бесконечно поддерживать бесплатные автострады, плата за проезд будет последовательно вводиться на отдельных участках", - прокомментировал он в декабре 2021 года, во время открытия одного из участков автострады A1.
Это резкое изменение в подходе министра, представляющего правительство "Закон и справедливость". Мы спросили об этом Министерство инфраструктуры, но оно сослалось на уже опубликованное заявление.
- Мы ожидаем, что отмена платы за проезд по автомагистралям для легковых автомобилей приведет к тому, что часть трафика переместится с альтернативных дорог, которые в настоящее время выбираются автомобилистами из-за платы за проезд по автомагистралям. Таким образом, повысится безопасность на национальных и местных дорогах вблизи автомагистралей. Это также позволит сэкономить средства на их содержание", - прокомментировал Адамчик PAP на этой неделе.
Потеря для бюджета
В настоящее время в Польше существует три концессионных участка: около 150 км автострады А1 между Русоцином и Нова-Весь, 250 км автострады А2 между Конином и Свецком, из которых 17 км объездной дороги Познани являются бесплатными, и около 60 км автострады А4 от Катовице до Кракова.
В интервью 300Gospodarka Петр Малепшак, уважаемый менеджер и эксперт по транспорту, бывший и.о. президента компании Centralny Port Komunikacyjny, прокомментировал предвыборные обещания партии "Право и справедливость". По его словам, только на примере автомагистрали А2 можно увидеть масштаб "странной транспортной политики Польши".
Первый участок, от Варшавы до Стрыкува (Лодзь), который также является наиболее интенсивным, был бесплатным в течение 11 лет. На следующем, менее посещаемом участке от Стрыкува до Конина, необходимо платить 10 гр. за каждый пройденный километр. Следующий участок, концессионный участок от Конина до Нового Томысла, в свою очередь, является одной из самых дорогих дорог в Европе. За проезд одного километра дороги по ней вы заплатите целых 56 гр. Последний участок, от Нового Томысла до границы, стоит 17 гр/км.
- Это только одна дорога, и она показывает масштаб непоследовательных решений, принятых за последние 30 лет, и странной транспортной политики, проводимой в нашей стране. Это абсолютно необходимо исправить, но не на основании того, что в Польше пользование всеми дорогами должно быть бесплатным, когда у нас даже есть закон о платных дорогах, к которым относятся и автомагистрали", - комментирует он.
И он подчеркивает, что эта идея приведет только к финансовым потерям.
- Бесплатные дороги с высокой пропускной способностью - это убытки для бюджета. Уже из-за того, что участок A2 от Варшавы до Стрыкова является бесплатным, польский бюджет с 2012 года потерял более 1 млрд злотых. И это только один участок протяженностью 90 км", - говорит Петр Малепшак.
Тем более что сеть платных дорог не расширялась ни на один участок в течение шести лет". В то же время Польша вкладывает большие деньги в развитие железных дорог.
- Дороги с высокой пропускной способностью должны быть дорогами, которые будут зарабатывать, и эти 10 центов за километр для легковых автомобилей - это тот уровень, который можно поддерживать и дальше. Диспропорция между видами транспорта не может быть еще больше увеличена. Польша также вкладывает десятки миллиардов злотых в модернизацию железных дорог, а вместо того, чтобы лучше использовать железнодорожные линии, на них в итоге мало транспорта, в то время как железные дороги лучше всего подходят для массового транспорта", - комментирует Малепшак.
Делая ставку на один вид транспорта, мы обеспечиваем низкий уровень перевозок другому виду - железной дороге. Которому, к тому же, Европейский Союз отдает предпочтение как гораздо более экологичному.
- Я понимаю, что автомобильный транспорт приносит в бюджет огромные деньги, но он также порождает огромные внешние издержки - одни только аварии, которые уже оцениваются в 40 млрд злотых в год, - загрязнение окружающей среды и шум. Настало время заменить популистские предвыборные лозунги упорядоченными действиями и упорядоченной, долгосрочной государственной политикой по наилучшему использованию различных видов транспорта", - заключает Петр Малепшак.
Ещё на сайте
Энергетическая система устарела. Отключения ВИЭ обходятся в миллионы (16.05.2023)
Самозанятость получила широкое распространение в ИТ-индустрии. До 9 из 10 профессионалов работают по контрактам B2B (12.05.2023)
Поляки покупают подержанную одежду. Second hand становится все более популярным (12.05.2023)
Поляки об украинцах. Большинство из нас настроены позитивно, но желание помочь ослабевает (09.05.2023)
Каждый третий работник хочет сократить рабочую неделю (09.05.2023)