Экономика Польши. Основные сведения

Польша.ру > Польша > Экономика

    В 1990 году, вначале функционирования нового правительства, министр Бальцерович поручил пяти независимым институтам проведение исследований, целью которых была объективная оценка состояния польской экономики. Эксперты пришли к выводу, что заметный экономический рост, достигнутый в предыдущие годы, является результатом гипертрофированного увеличения объемов потребления, главной причиной которого является необоснованное повышение заработной платы в сочетании с бесконтрольной деятельностью коммерческих банков на внутреннем рынке. Частично виновата в этом также остающаяся у поляков привычка к бедности.

    По мнению экспертов, к факторам угрожающим экономической стабильности можно причислить также ускорение роста потребления по сравнению с ростом объема ВНП. Эксперты также отметили, что объем денежной массы продолжает расти несмотря на принятые Национальным Банком меры по ограничению процентных ставок, весьма скромный рост капитальных затрат и низкий уровень внешнеторгового дефицита. Существующая тенденция обозначает риск валютного кризиса, который имел место в Мексике, Юго-Восточной Азии и Ческой Республике.
    Меры введенные польским правительством с целью "охлаждения" потребительского бума и ограничения текущего дефицита, были весьма позитивно приняты экспертами ООН и ОБСЕ (см. "Economic Forecasts" изданный ООН и ОБСЕ в декабре 1997 года). В соответствии с этими прогнозами, после резкого повышения объема потребления в 1996 и 1997 гг. (соответственно 8,6% и 6,6%), в 1998 году величина эта составит 4,5% - 5% (бюджет предусматривает 4,2%), а в 1999 году достигнет безопасного значения 3,7%. Из представленных данных следует, что недосформированный кабинет должен посвящать больше усилий обузданию потребительских страстей с помощью реструктуризации экономики (монетарной политики). Реализация такой политики не представляет сложности, хотя может вызвать временное замедление роста ВНП.
 
Валовый Национальный Продукт
 
    С 1992 года наблюдается ежегодный рост Валового внутреннего продукта.
    В 1992 году он составил 2,6%. К 1995 вырос до 7,0%, после 1998 года снова начал снижаться, достигнув к 2000 году отметки в 4,0%, в 2001 упал до 1,0%, а затем снова начал расти, преодолев в 2003 отметку 3,7%.
 
Инфляция
 
    Польша переживала период высокой инфляции в 1989 и 1990 годах. Либерализация цен освободила огромную денежную лавину, накопленную при предыдущем режиме, которая обрушилась на денежный рынок. Однако суровые антиинфляционные меры, включая резкое увеличение процентных ставок, повышенное налогообложение прироста фонда заработной платы постепенно привели к снижению уровня продолжала оставаться относительно жесткой и в последующие годы, несмотря на призывы к проведению более решительной политики в области подъема экономики. В результате годовые темпы роста инфляции постепенно снизились С 70% в 1991 году до 28% в 1995, 10% в 2000 и 1,7% в 2003.
 
Безработица
 
    В социалистической Польше безработицы не было. Однако с началом реформы безработными оказалось 1,1 млн. человек или 6,3% экономически активного населения страны.
    К 1993 году безработица составляла уже 18%, затем она начала снижаться, и к 1997 году достигла 12%.
    Однако, затем начинается экономический спад и новая реформа, направленная на повышение конкурентоспособности предприятий и повышение производительности труда. в результате безработица снова растёт, и к 2002 году достигает 20%.
    Самая низкая безработица - в Мазовецком (15,1%) и Малопольском (16,2%) воеводстве. Самая высокая (30,6%) - в Варминьско-Мазурском.
    3,2 миллиона поляков сегодня не имеют работы. Из них более половины не могут устроиться на работу больше года.
    Большую группу безработных составляют выпускники ВУЗов.

Средняя зарплата

    Официально средняя зарплата составляет 2201 злотых (около 570 долларов). Самые высокие средние заработки - 3816 злотых - в горнодобывающих отраслях.
    Однако, многие поляки сегодня не могут найти работу с заработком более 1000 злотых (260 долларов), что для Польши, учитывая стоимость жизни, совсем не много.

Международная торговля
 
    Рост международного торгового оборота сыграл большую роль в процессе оздоровления польской экономики. В период между 1992 и концом 1997 года экспорт возрос почти на 53% и, в пересчете на доллары США, составил 24,4 миллиарда. За это время импорт вырос на 50%, достигая величины 34,4 миллиардов долларов США. Торговый дефицит увеличился с 1,8 миллиарда долларов в 1994 году до десяти миллиардов в 1996. В 1997 году дефицит также существенно возрос из-за повышения уровня внутреннего потребления и инвестиций, стимулирующих импорт, а также из-за амортизации обменного курса и медленного роста экспорта в ключевых экспортных областях.
 
Зарубежные инвестиции
 
    Объем прямых зарубежных инвестиций возрос с 4,3 миллиардов долларов США в конце 1994 года до 20,6 миллиардов долларов в конце июня 1997. Согласно данным польского агентства по зарубежным инвестициям, объем прямых зарубежных инвестиций достигнет 30 миллиардов долларов к концу нынешнего столетия. Наибольший удельный вес имеют инвестиции США около 23,1 %, немецкие инвестиции составляют 13 %, транснациональные корпорации вложили 11,3 % общей суммы, Италия - 10,2 %, Франция - 8,4 %. В основном иностранный капитал направляется в промышленное производство; 3 миллиарда долларов было направлено в производство продуктов питания, напитков и табачную промышленность.
 
Внешняя задолженность

    Десятилетия неэффективного управления экономикой коммунистическими режимами наградили Польшу значительной внешней задолженностью. Долговое бремя было немного облегчено благодаря двум соглашениям. В марте 1991 года Парижский клуб кредиторов согласился списать 50% задолженности в два приема (30% в 1991 году и 20% в 1994). В марте 1994 года Лондонский клуб кредиторов также был вынужден согласиться с предложением сократить долг почти на 50%. Несмотря на это, долг в размере 44 миллиардов долларов (на 2003 года) по-прежнему лежит тяжелым бременем на польской экономике.

См. также:

    Уровень жизни в Польше >
    Борьба с коррупцией >

Некоторые данные предоставлены агентством OpenKontakt
   


Реклама:
 Рейтинг@Mail.ru