Садоводы предупреждают: Польский рынок яблок уже рухнул. «Нас ожидает выкорчевывание деревьев» (17.02.2023)
Источник: biznes.interia.pl
Польские яблоки можно купить во Вьетнаме, Арабских Эмиратах, Индии или Колумбии. Вскоре также в Индонезии и Малайзии. Однако новые рынки не компенсируют потерь, вызванных закрытием для экспортеров России, куда ежегодно поставлялось до миллиона тонн этих фруктов. - Мы ожидаем помощи от властей, как польских, так и ЕС", - сообщает в интервью Interia Мирослав Малишевский, президент Польской ассоциации производителей фруктов. Он также предупреждает, что все более распространенным решением садоводов становится корчевание деревьев.
- Ева Высоцка, Interia Biznes: Грозит ли польскому рынку яблок крах?
Мирослав Малишевский: - Польский рынок яблок уже рухнул. Главная причина - запрет на торговлю с Россией, которая на протяжении нескольких десятилетий закупала у нас огромное количество этих фруктов. Это была наша возможность, которой мы прекрасно воспользовались. Все развитие нашего сектора было основано на этом рынке. Мы были крупнейшим поставщиком на крупнейший в мире рынок в плане импорта яблок. Война положила этому конец. Отсюда и кризис. Однако наши фермы хорошо оснащены, как и наши торговые и логистические компании. У людей есть знания и опыт. Мы не должны растрачивать их впустую. Отсюда наш призыв о помощи в это трудное для отрасли время.
- А что насчет Египта? Казалось, что он станет новым местом сбора.
- Мы создавали египетский рынок в течение нескольких лет. Сначала мы узнали его условия, ожидания, каналы сбыта, правила фитосанитарного контроля, а когда он был "открыт" для польских яблок, мы провели там очень большую рекламную кампанию. Через несколько лет мы стали поставщиком номер один, экспортируя до 160 000 тонн яблок в год.
- Так что можно сказать, что Египет заменил российский рынок.
- Да. В значительной степени Египет заменил утраченный российский рынок. К сожалению, осенью 2022 года Центральный банк страны ограничил возможность обмена местной валюты на доллары и евро, поэтому торговля резко застопорилась. Лишь на несколько недель ситуация нормализовалась. Однако потерю нескольких месяцев торговли уже не восполнить. Будем надеяться, что подобные сложности не возникнут в будущих сезонах.
- Пришлось ли вам в связи с этим искать новые направления экспорта?
- Мы экспортируем наши яблоки практически во все страны, которые импортируют этот фрукт. Не только в европейские, но и, например, в Индию, Вьетнам, Арабские Эмираты, Бангладеш. Интересно, что также в Южную Америку - Колумбию и Панаму. Как отрасль, мы работаем над Малайзией и Индонезией. Почти на всех привлекательных рынках яблок мы входим в тройку крупнейших поставщиков. Однако этого все еще недостаточно, чтобы заменить российский рынок, потерянный из-за эмбарго. Раньше мы продавали там даже более миллиона тонн яблок в год.
- Польская ассоциация производителей фруктов призывает к созданию механизмов экстренной помощи.
- Мы ожидаем помощи, потому что наши проблемы вызваны не нашими ошибками. Они вызваны политикой, особенно российско-украинским конфликтом. Поскольку мы не виноваты, мы ожидаем помощи от властей. Как польских, так и властей ЕС.
- О какой конкретно помощи идет речь?
- Мы должны получить, например, поддержку мер по поиску новых рынков сбыта, поддержку транспортных расходов или запуск механизма по раскорчевке старых садов. Чтобы уменьшить количество некачественных фруктов в торговле, которые наносят ущерб хорошим производителям. Если весной будет повторение прошлого года, или если цена на рынке будет очень низкой, то совершенно необходимо будет запустить так называемый отзыв фруктов. Идея заключается в том, чтобы убрать излишки и распорядиться фруктами другими способами. Мы сообщили обо всех этих механизмах министру сельского хозяйства и будем настаивать на их реализации.
- Вы упомянули о выкорчевке старых садов. Садоводы предупреждают, что они будут уничтожать и молодые сады.
- Да, многие делают выбор в пользу этого. И это даже не удивительно. Ведь есть пределы выносливости, в том числе и экономической. Без прибыли долго не протянешь. Отсюда, например, наша идея выкорчевать старые, нерентабельные сады с помощью субсидий. Ликвидация некоторых садов - естественная реакция на отсутствие рентабельности.
- Помимо проблем со сбытом, есть и другие проблемы: растущие затраты на энергию, нехватка рабочей силы, все более дорогие удобрения. Что из этого особенно тяжело?
- Рост затрат - это второе лицо кризиса. При небольшом доходе от продаж, поскольку цены низкие, высокие затраты означают отсутствие дохода. А это означает проблемы, включая банкротство многих хозяйств. Пожалуй, больше всего проблем доставляет высокая цена на электроэнергию, потому что мы используем ее в большом количестве, например, в холодильных камерах. Мы также ощущаем нехватку рабочей силы и растущие ставки заработной платы. По обоим этим пунктам мы требуем принятия мер.
- Например, что?
- Поддержка установки фотоэлектрических установок и возможность зарабатывать деньги, торгуя полученной энергией, а также содействие трудоустройству иностранцев. Наши ожидания могут быть быстро реализованы, так как политика Европейского Союза, например, способствует этому. Однако содействие трудоустройству узбеков, индийцев или филиппинцев, например, является внутренним делом нашей страны. Все, что нам нужно сделать, это сделать правила более гибкими и открыть несколько новых консульств для выдачи виз. Это довольно просто.
- Оптимистичная нота, на которой можно закончить.
- Мы должны выжить, и я верю, что мы это сделаем. Я верю, что проблемы временные, и хотел бы, чтобы как можно больше садоводов пережили этот спад.