Путешествие Москва - Словакия. Заметки из окна автомобиля
Статья Константина ГаранинаОпубликована на сайте Sky-клуба в январе 2000
Когда наблюдаешь мир сквозь голубое мерцание телевизора, то многие вещи кажутся далекими и даже не совсем реальными. События происходят с людьми, которых ты не знаешь, а горе и радость кажутся ненастоящими. Электронная культура делает из нас людей ненастоящих, заменяющих чувства наркозом эфира. И для того, чтобы вернуть вкус жизни, нам необходимо хоть иногда вылезать за рамки голубого экрана, тусклого мерцания сети Интернет или жалюзевых окон теплого офиса. Выходить в злой и колючий мир, ощущать на щеках крепкие потоки свежего ветра.
Возможно именно такие мысли заставили меня откликнуться на предложение Жени Боярского, директора детского интеллект-лагеря "Юнивер", встретить новый год с детской горнолыжной сменой в Словакии. Отбросив тягостные сомнения и в два дня уладив на работе все вопросы, я бросился в новогодне-автомобильную авантюру: 28-го января из Москвы стартовали два вполне еще свежих авточуда ("Кайота Таролла" и "Девятнадцатая Ренольта"). Впереди нас ждали более полутора тысяч километров и три государственные границы. Каждая из машин была снаряжена рацией и несла по одному пассажиру, плюс горнолыжное снаряжение, немного личных вещей и любимых мелодий.
Погода стояла довольно сырая, но путешествие не представлялось особо сложным и опасным. Однако приключения начались уже на второй сотне километров: на моей Рено сломался дворник с водительской стороны. Нам понадобилось не менее часа, чтобы с помощью подручных средств и стандартного eпрст заставить его хоть как-то работать и приносить пользу нашему автомобильному обществу. Мы продолжили путь в несколько подпорченном, но по-прежнему боевом настроении. Надо отметить, что Минское шоссе это широкая четырехполосная дорога, находящаяся в достаточно хорошем состоянии вплоть до самого Бреста и именно по-этому мы быстро отмахали четыре с половиной сотни километров до российской границы и гордо вступили на территорию республики Беларусь. В качестве первого ценного совета скажу, что перед поездкой всегда полезно изучить законы тех стран, через которые пролегает твой путь. Так, еще в Москве мы узнали, что в Белоруссии существует специальный обязательный страховой сбор в размере пяти американских долларов. И если Вы не удосужитесь уплатить его при въезде в страну, то позже Вас ждет вполне официальный штраф на сумму 200 долларов США, который братья белорусы приготовили для невнимательных путешественников. К слову сказать, граница Белоруссии и России достаточно прозрачна и проходится в авто практически без остановки и, естественно, никому в голову не придет предупреждать Вас о необходимости такой страховки. До первого поста ГАИ (или ДАI по-белорусски).
Зная заранее об этих тонкостях белорусского законодательства, мы благоразумно приобрели страховки, обменяли некоторое количество рублей на ихние "зайчики" и двинулись дальше - в Брест, к польско-белорусской границе. Вскоре оказалось, что дорога на Брест платная и с каждого легкового автомобиля необходимо оплатить три американских доллара за въезд на нее и столько же за выезд. Несмотря на неприязненное отношение к такого рода поборам, должен отметить, что в отличии от России хоть часть денег со сборов, но идет на обустройство дороги: она содержится в хорошем состоянии, в опасных местах стоят световые отражатели, указатели вдоль дорог свежие и нарядные. Идти по такой дороге одно удовольствие. Не беда, что максимально разрешенная скорость всего 100 км/ч, мы старались не снижать ее ниже ста двадцати. В этом нам помогали установленные на машинах рации, с помощью которых мы разговаривали не только между собой, но и со встречными грузовиками, узнавая о возможных радарах, передавая и принимая поздравления с наступающим Новым годом.
Надо сказать, что дорожное братство, это дружное сообщество схожее по своим законам с морским: люди разных стран, с разными языками и вероисповедованием, придерживаются одних и тех же канонов взаимоуважения и взаимовыручки. Профессионалы дороги - люди грубые, но чуткие к чужой беде, не позволяющие глупых вольностей и грубости. Они знают - в дороге может случиться всякое и ты должен быть готов помочь другому, чтобы рассчитывать на помощь самому.
Граница
Где-то через тринадцать-четырнадцать часов пути, мы прибыли в Брест, туда, где начиналась по-настоящему заграничная часть нашего пути. Таможня нас встретила вереницей автомобилей тоскливо и уныло ожидающих своей очереди. Чувствовалось, что люди стоят давно и предполагают стоять еще дольше. По слухам, на прохождение этой границы можно потратить 6-8 часов, однако не редки случаи, когда приходится ждать заветного момента и четырнадцать, и двадцать четыре, и тридцать шесть часов кряду. При этом, если Вы хоть на минуту покинете свою очередь, то оно будет немедленно занято другими и обратно Вас уже не пустят. Таким положением вещей отчаянно пользуются предприимчивые белорусы, предлагая за определенное вознаграждение "продвинуть" Вас поближе к заветной черте.
Поскольку перспектива встретить Новый год на границе нас не радовала, то мы обратили свои взоры к ловким, но не совсем официальным помощникам Благодаря личному обаянию и деловым связям Жени, нам удалось достаточно быстро оказаться на контрольном пункте, где мы подверглись не слишком утомительной, но достаточно тщательной проверке белорусской и польской таможни. В общем, три часа и мы в Польше. За это время нам удалось немного поспать и подкрепиться, что несколько подняло наш боевой дух. Единственный осадок оставили братья белорусы, содрав по двадцать зеленых денег с машины госпошлины за экологию.
Польша
Польша нас встретила хорошим и ровным асфальтом, который к большому сожалению, занимал всего две полосы - центральная дорога на Варшаву оказалась узенькой тропинкой с большим количеством автомобилей. Эх, нет в Европе русского размаха, не понять им наше желание вдавить педаль в пол и "умчаться в огненную даль". Шестьсот километров от белорусской до словацкой границы показались нам серьезным испытанием: при серьезных ограничениях скорости и узких дорогах, движению существенно мешала мокрая снежная каша на проезжей части, которая никем не убиралась, и польские транспортные средства, сплошь тихоходные спичечные коробки и еще более тихоходные трактора.
Картина езды по польским дорогам была бы неполной, если не объяснить о правилах поведения в пути: въезжая в Польшу не забудьте включить ближний свет и начните обращать внимание на дорожные знаки - польская полиция любит соблюдение всех формальностей. Если Вы видите впереди себя тихоходное польское средство передвижения, то не спешите врубать дальний свет и истерически давить на клаксон, местные водители очень внимательны и если видят приближающийся сзади автомобиль, то не стараются "поддать газку" или перестроится в левый ряд, они максимально уступят дорогу, предоставляя Вам все возможности для совершения обгона. Так что не "козлите" и помните о своей принадлежности к "великому и могучему".
Несмотря на усталость, мы по-честному вглядывались в мелькающие пейзажи, пытаясь насладиться иноземными диковинками. Но на этот раз ничем особенным Польша нас не поразила, если не считать приятные глазу указатели на каждом шагу, чистые и ухоженные окрестности, изобилие частных лавочек и предприятий вдоль дороги. Да редкие надписи на русском языке, призывающие покупать бетономешалки, да сенокосилки.
Уже поздно вечером мы прибыли на польско-словацкую границу, где практически беспрепятственно прошли в сопредельное государство. Словакия. Лично меня поразила простота, а главное рациональность процесса пересечения границы: в отличии от белорусской, Вам не надо заполнять ненужных деклараций, часами ждать, чтобы таможенник проснулся и обратил на Вас внимание, проходить унизительные досмотры на трех уровнях. Нет, здесь все просто - несколько вежливых вопросов, беглые взгляды по содержимому авто, сверка личности и... Дальше в путь.
Словакия
Словакия - небольшая страна с большим внешним долгом и серьезной коррупцией. Народ здесь живет не богато, но признаков явного нищенства не заметно. Люди одеты опрятно, нет побирушек и валяющихся пьяниц. По горской традиции здесь рано встают и рано ложатся спать (магазины закрываются в пять или шесть, а многие бензоколонки работают лишь до 22.00)В общем, с первых минут пребывания становится ясно, что ты на полторы тысячи километров ближе к Европе. В каждой маленькой деревушке, встреченной нами на пути, мы видели нарядную елку приготовленную на главной площади к встрече Нового Года, во дворах сверкали праздничные гирлянды, а улицы были аккуратно убраны. В придорожных ресторанчиках и магазинах нас встречали как потенциальных покупателей, а не зловредного зануду, и потому встречают улыбкой даже поздней ночью.
Дороги в Словакии находятся в прекрасном состоянии и езда по ним доставляет вполне понятное наслаждение. Сто пятьдесят верст хорошей дороги стали последним препятствием, которое нам пришлось одолеть до желанного места назначения, где нас ждали душ и теплые постели. В Новый Смоковец, что в Высоких Татрах, мы прибыли в двенадцать ночи, проведя в дороге более тридцати шести часов.
Новый год
Утро нас встретило ярким солнцем и веселым детским гамом - более семидесяти детей приехали из Москвы в интеллект-лагерь "Юнивер" на зимние каникулы. Надо отметить, что интеллект-лагерь это не "Детский Дом отдыха". Там с ребятами занимаются активными видами спорта, играют в интеллектуальные игры, устраивают викторины, конкурсы и капустники. Изюминкой лагеря являются "кафедры": это небольшие двухнедельные курсы, позволяющие мальчишкам и девчонкам узнать о разных профессиях, возможных хобби, занятиях в жизни и попробовать себя хоть в каком-нибудь из них. В этот раз им предлагались кафедры "Искусство грима", "Эволюция в технике", "Восточная философия", "Автодело", "Компьютерный дизайн и web-дизайн", "Путешествия" и другие. Ребята в лагере были самые разновозрастные - от шести до восемнадцати лет. И каждому находилось занятие по душе, каждому было интересно и весело.
Мы достаточно быстро влились в эту шумную компанию и сразу после завтрака вместе со всеми отправились на гору, чтобы опробовать словацкий снег под своими горными лыжами. Скажу сразу, что катание в Высоких Татрах может быть интересно, разве что новичку или детям. Однако, отдых, там приятен по многим причинам: во-первых, словаки очень хорошо и дружелюбно относятся к русским, во-вторых, языки наши близки и через пару дней ты можешь легко общаться с местным населением, в-третьих, Словакия это уже Европа, а значит на улицах чисто и безопасно, сервис на высоком уровне, сотовая связь работает даже в лесу и в горах, а кормят вкусно. При этом цены очень умеренные и очень хорошо поесть можно всего за три-четыре доллара с носа.
Новый год мы встретили весело и шумно: сначала "по Москве" (разница во времени два часа), затем проводили Старый года, а после отметили наступление двухтысячного года по местному времени. Были у нас и Дед мороз с подарками, и фейерверки с хлопушками, гуляния, танцы и прочее, прочее, прочее. И дети, и взрослые гуляли до утра, забыв что на следующий день нужно вставать на лыжи, сноуборды и покорять снежные склоны Высоких Татр.
Восемь дней пролетели как один, за спиной остались поездки по горам, вылазки в местные ресторанчики, эксперименты со словацкой кухней, дегустация местного пива, вина, Боровички (можжевеловой водки), Сливовицы и Бехеревки (тоже крепкие напитки). Как не прекрасно проводимое время, но наступил момент отправления в обратный путь.
В обратный путь
Нам было жаль покидать эту гостеприимную страну, где люди улыбаются просто потому, что в каждом видят друга и хорошего человека. Где полиция охраняет, а не подстерегает. Где чудная природа, вкусная еда и царит отличное настроение. Но миг расставания наступает, слезы вытерты и мы несемся по горным серпантинам обратно в Москву. Обратная дорога не преподносит нам особых сюрпризов и мы достаточно скоро проходим сначала словацко-польскую, а затем и польско-белорусскую границы. После чего снова попадаем во владения господина Совка. Опять Белорусь.
Дорога нас встречает пустыми бензоколонками, где 76-го и 92-го бензина нет даже за доллары, но иногда встречается 95-й, но втридорога. Придорожный сервис как в лучшие застойные годы - чтобы чего-то добиться (поменять доллары, заправиться, поесть, справить нужду) нужно несколько раз унизиться, подождать, попросить, умолить и не получить. Так что самый лучший вариант, заправившись в Польше лететь сквозь братскую страну что есть мочи. Однако и тут есть свои сложности, как соловьи-разбойники слетаются на российские номера местные блюстители порядка и если Вас остановили на каком-то из многочисленных постов, то можно быть уверенным на 80%, что хоть одна причина да найдется для "справедливого" и столь необходимого штрафа. При этом, спорить с местной полицией бесполезно - их цель не покарать нарушение, а придумать его и заработать. К тому же если Вы не согласитесь с ними, то оставить водительское удостоверение в братской республике - сомнительное удовольствие.
Нам пришлось дважды в пути отстаивать свою невинность и оба раза безрезультатно - не помогли не крокодиловы слезы, не заветные "ксивы", ни дружеский шепот, ни логика, ни уговоры. Только деньги способны разжать цепкие дорожные клещи.
После ночных перепетий и бензиновых ужасов мы почти с благоговением встретили российскую границу (большую радость я испытывал лишь однажды - пересекая летом российско-украинскую границу по направлению к Москве). И пусть до столицы оставалось еще четыреста пятьдесят километров, мы были на своей земле и знали что здесь к чему.
P.S. Что нужно знать:
- оплатите страховку при въезде в Белоруссию ($5)
- В Польше надо ездить с ближним светом и следить за знаками
- в Словакии многие бензоколонки работают до 22.00
- в Белоруссии большие проблемы с бензином и с милицией
- доллар не является повсеместным платежным средством ни в Польше, ни в Словакии (ищите обменники)
- если словак Вас не понимает, значит ему или меньше 30-ти или Вы слишком быстро, надменно или грубо говорите
- заграница это не Россия и ведите себя там прилично (впрочем и в России ведите себя прилично тоже)