Отчет о поездке в Европу. Часть1. Технический отчет 10-29.06.00
Статья опубликована на сайте "Дороги"Введение
Во первых строках моего повествования я хотел бы выразить горячую благодарность всем участникам нашей конференции, оказавших мне помощь при подготовке автопробега. Без вашей помощи друзья мне не удалось бы реализовать мой замысел в полном объеме.
Далее я хотел бы извиниться перед теми, кому приведенная ниже информация покажется не интересной или хорошо известной, а также за повтор наблюдений, уже высказывавшихся ранее другими участниками конференции – иногда мне придется идти на это в целях полномы изложения.
Состав каманды
Юрий – ваш покорный слуга ( 48 лет, в прошлой жизни – инженер-физик, в нынешней – менеджер по продажам в крупной телекоммуникационной компании) - капитан, водитель, казначей, квартирмейстер и переводчик.
Евгения (она же Женя) – коллега по работе – штурман, летописец, фотограф и идейный вдохновитель всего мероприятия.
Опель Омега А, конца 93 г. выпуска, объем двигателя 2.6л, мощность двигателя 150 л.с., объем бака 75 л, кондиционер, автоматическая электронная коробка передач – главный участник автопробега, собственно и обеспечивший его успех.
Стратегический замысел
Состоял в том, чтобы сделать обзорную экскурсию по ряду стран Шенгенской зоны, главным образом Франции, чередуя любование красотами природы с наслаждением от созерцания красот рукотворных, т.е. архитектурных и прочих шедевров.
Тактический замысел
Состоял в чередовании так называемых “транспортных участков”, имеющих своей целью перемещение из пункта А в пункт Б за кратчайшее время, с участками ознакомления с рукотворными и прочими красотами. При этом как правило транспортные участки преодолевались в дневное время (вот где пригодился кондиционер в машине), а вечерние и утренние часы отводились на вышеуказанные мероприятия.
Тактико-технические характеристики маршрута
Ниже приведены основные данные пройденного маршрута. При этом использованы следующие обозначения:
Тстарт – время начала движения
Т кон – время окончания движения
S – пройденный путь
Rср – средний расход топлива
Vср – средняя скорость
Труль – время собственно движения, т.е. время проведенное за рулем (за вычетом времени стоянок, обедов и т.д.)
День 1 (10.07.00)
Участок трассы: Москва – Брест – Домачево
Тстарт – 12.00
Т кон – 23.30
S – 1161 км
Rср – 10,1 л/100 км
Vср – 111 км/ч
Труль - 10ч 21 мин
Несколько необычное время старта (понедельник, середина дня) было обусловлено необходимостью передать дела вышедшим после отпуска коллегам по работе, а также, как выяснилось позднее, совершенно ложным представлением о том, что в начале недели на границе должно быть меньше народу, чем в конце. К тому же именно в этот день с утра забарахлил кондиционер, и мы вынуждены были заехать в автосервис перед тем, как отправиться в дальнюю дорогу.
Так получилось, что прожив не один десяток лет в Москве, я ехал по Можайскому/Минскому шоссе в первый раз. Дорога приятно удивила своим сравнительно высоким качеством (поначалу она мне вообще показалась отличной, но, поездив по дорогам Европы, я решил дать ей более сдержанную оценку). Так же хороша и к тому же совершенно пустынна была дорога в Белоруссии. Где то в начале Смоленской области пошел дождь, который перешел в сильный ливень. Видимо поэтому гаишников на дороге было мало, что и обеспечило высокую среднюю скорость движения, несмотря на проводимые во многих местах (особенно в Смоленской области) дорожные работы.
При прохождении Белоруссии у меня сложилось мнение, что местные гаишники (точнее –даишники), то ли из соображений экономии бензина, то ли из-за лени вообще не отъезжают далеко от своих постов ДПС. И если вовремя (километра за три до очередного ДПС) сбрасывать скорость до разрешенных на трассе 100 км/ч, то Белоруссию можно пройти без потерь. Местоположение постов отлично показано на схеме дороги М1, которую я позаимствовал из www.dorogi.gambler.ru, да и на самой трассе стоят предупреждающие знаки. При приближении к посту ГАИ последовательно стоят знаки снижения скорости до 80, 60 и 40 км/ч, их обязательно надо соблюдать. Я нарушил это правило на обратном пути и был наказан, но об этом речь впереди.
За все время движения по Белоруссии я лишь один раз не сбросил во время скорость и был пойман местным даишником. Причем пойман, надо сказать, изящно. Обычно при движении обшариваешь взглядом обочину, этот же стоял посередине трассы на разделительной полосе перед опорой моста, пересекающего трассу, и был совершенно не заметен в своей серой форме на серой же девятке на фоне заходящего за его спиной солнца. Мне тут же был назначен суровый штраф (около 300 рублей на наши деньги), да еще пришлось ехать в ближайший мотель менять рубли на зайцы, чтобы расплатиться.
Интересно, что когда мы ехали назад, на этом месте опять стоял даишник, это позволяет предположить, что место прикормленное, так что даю его координаты: 320-й км (считая от Бреста), последний (считая от Москвы) мост пересекающий объездную дорогу вокруг Минска перед ее слиянием со старой дорогой на Минск.
О пересечении границы с Белоруссией писали много, повторю основное:
На границе очень рекомендую купить страховку – у меня ее проверяли трижды.
При въезде на платную белорусскую дорогу возьмите квитанцию – ее могут проверить на трассе (у нас проверили на обратном пути).
Белорусских таможенников вы совершенно не будете интересовать.
О пересечении границы с Польшей в Домачево также писалось много и толково. Отмечу лишь, что экологический сбор ($20) по-прежнему собирают. Правда мужик, его собирающий, долго мялся, потом попросил нам дать ему $10 без всякой бумажки и за это предложил организовать проехать без очереди (жалко, что на мужика этого мы вышли уже рано утром, проведя всю ночь в еле ползущей очереди). Правда потом, нас долго не пускал на мост пограничник (видно они с этим мужиком что-то не поделили), а уже в зоне таможенного пункта бравый прапорщик строго попросил предъявить бумагу об оплате этой самой экологии – так что пришлось дать $5 и ему. Но в целом, эта нехитрая операция сэкономила нам $5 и часа три времени. В целом переход гарницы занял около 11 часов.
День 2 (11.07.00)
Участок трассы: Домачево – Варшава – Вроцлав – Мотель Tlite в районе небольшого городка Breslik в 40 км от полько – немецкой границы
Тстарт – 07.00 (сдель и далее время уже европейское, т.е мск минус 2 часа)
Т кон – 20.20
S – 705 км
Rср – 9,2 л/100 км
Vср – 70 км/ч
Труль - 10ч 50 мин
Это был довольно трудный транспортный участок, частично из-за того, что ехать пришлось по небольшим дорогам, качество которых особенно после Варшавы, оставляет желать много лучшего. Как правило, это дорога с одной полосой движения в каждом направлении, с колеями продавленными грузовиками, и широкой асфальтированной обочиной. Опять шел дождь, колее наполнились водой, в общем, вы меня понимаете. А тут еще после бессонной ночи… В общем где-то часа в 4 дня меня совсем сморило и я четко осознал, что так ехать опасно. Свернул на ближайшую стоянку, подремал минут 15 и двинул дальше.
В населенных пунктах разрешен обгон, ограничение скорости 50 км/ч, но его никто не соблюдает, гоняю довольно быстро.
Об одной особенности вождения на польских дорогах хотел бы сказать особо. У нас в России как-то не принято идти на обгон, если не успеваешь разминуться с идущей на встречу машиной при условии, что она сохраняет направление и скорость движения. У поляков же такой маневр в порядке вещей, очевидно идущий на обгон полагает, что встречная машина сдвинется на обочину и пропустит его. Меня это поначалу страшно раздражало, позднее, уже на обратном пути я стал относиться к этому спокойнее – в самом деле, не зря же они такую широкую обочину делали.
Доброе слово хочется сказать о польских дорожных знаках. Они довольно скромных размеров, но очень толково поставлены и как правило содержат информацию не только о населенных пунктах, но и номера даже самых малых дорог. Я часто ловил себя не мысли, что как только у меня возникал вопрос о направлении движения, я тут же видел дорожный знак, дающий на этот вопрос ответ.
День 3 (12.07.00)
Участок трассы: Breslik - полько – немецкая граница –Дрезден – немецко-фанцузская граница - Париж
Тстарт – 08.05
Т кон – 23.15
S – 1121 км
Rср – 10,3 л/100 км
Vср – 111 км/ч
Труль - не зафиксировано
Переход границы польско-немецкой границы особенностей не имел и занял 35 минут (была небольшая очередь). Мы никому не были интересны, кажется, нас даже никто ни разу не попросил открыть багажник.
И вот, мы на немецкой дороге. Дорогам Германии, Франции, Испании и Италии я собираюсь посвятить отдельный раздел, сейчас же об особенностях дорог немецких.
Практически на всем протяжении трассы идут ремонтные работы – как я понимаю, переделываются дороги бывшей ГДР. Местами полотно старой дороги снято до основания и дорога делается практически заново. В местах ремонтных работ дорога сужается, при этом левая полоса всего 2 метра шириной. Стоят знаки ограничения скорости 80 км, но из тоже никто не соблюдает, в лучшем случае сбрасывают скорость до 120 км/ч. Учитывая, что слева – металлическое ограждение, а справа зачастую всю полосу занимают грузовики, проходить такие участки по левой полосе приходится с предельным вниманием. Если вы не очень уверены в своих силах, лучше проехать такой участок за по правой полосе, затесавшись между грузовиками.
Именно в Германии на такой ремонтируемой дороге у меня и произошел единственный за всю поезду случай, когда я чуть было не остался без бензина. Дело было так: обычно, я начинаю посматривать на знаки, извещающие о заправках, когда запас хода составляет где-то километров 150. Так и на этот раз, увидев, что бензина уже не много, решил свернуть на ближайшую заправку, благо они на трассе встречаются каждые 50 км. Но справа шли ремонтные работы, и среди гор песка и пестрых ограждающих столбиков я просмотрел отворот на заправку. Ладно, думаю, на следующей заправлюсь, но и на следующей произошло то же самое. Так что пришлось мне ехать средь красот Саксонии, нервно посматривая на стрелку датчика бака. Но все, конечно, обошлось, третью заправку я не пропустил и залил бак по самую пробку.
Немецко-французской границы как таковой вообще не существует. То есть стоят на дороге какие то строения, но каких либо признаков жизни в них замечено не было.
День 4 (13.07.00)
Целиком проведен в Париже. Для технического отчета полностью потерян.
День 5 (14.07.00)
Участок трассы: Париж – деревня в местечке Крез неподалеку от Лиможа (Limoges) – там расположен сельский дом наших парижских друзей – приблизительно 350 км к югу от Парижа.
Тстарт – 16.45
Т кон – 20.09
S – 352 км
Rср – 9,0 л/100 км
Vср – 110 км/ч
Труль - 3,11
На юг мы ехали по платной дороге. О них чуть позднее.
День 6 (15.07.00)
Целиком проведен в деревне. На машине не ездили.
День 7 (16.07.00)
Участок трассы: Деревня местечке Крез – гостиница в окрестностях Шамбора в долине реки Луары.
Тстарт – 10.27
Т кон – 21.10
S – 380 км
Rср – 10,7 л/100 км
Vср – 65 км/ч
Труль - 5,49
Это был наш первый опыт самостоятельно поездки по французской глубинке. А первый блин частенько бывает, как известно, комом. Честно признаюсь, мы заблудились едва отъехав от деревни, где проводили время с друзьями. Крупномасштабная карта Франции, которую мы купили на заправке на подъезде к Парижу, ничем не могла нам помочь, и мы двигались практически наугад, пока не заехали в какой-то маленький городок, где и встали передохнуть. Видно Бог увидел наше затруднительное положение и решил нам помочь. Как раз напротив того места, где мы припарковались, мы увидели магазин, с котором торговали картами, в том числе отличными мишелиновскими двухкилометровками того района, где мы находились. С подробной картой дело пошло куда веселей и мы быстренько выбрались на трассу, ведущую в нужном нам направлении долины Луары.
Запомнился такой случай, произошедший во время наших блужданий. Я остановился на перекрестке в каком-то совсем крошечном городке перед красным сигналом светофора и выскочил из машины с картой, чтобы спросить что-то про дорогу у водителя остановившейся за мной машины. Пока он мне разъяснял, как ехать, за нами собралось еще несколько машин, зажегся зеленый свет, но все терпеливо стояли и ждали, пока окончится наш разговор, ни один даже не бибикнул. Вы представляете, что было бы у нас в такой ситуации.
Вообще должен сказать, что этот случай довольно характерен. Мне не раз приходилось обращаться за помощью (обычно на заправках), и мне всегда с готовность помогали, при этом со многими удавалось общаться на английском языке, чем французы меня тоже приятно удивили.
День 8 (17.07.00)
Участок трассы: Гостиница в окрестностях Шамбора – замки Луары (Шинансо, Амбруаз) – Ляболь (La Baule) – Круазик (Le Croisic) (последние два местечка на берегу Атлантического океана)
Тстарт – 10.20
Т кон – 20.05
S – 367 км
Rср – 10,3 л/100 км
Vср – 65 км/ч
Труль - 5,34 ч
В техническом отношении участок особенностей не имел.
День 9 (18.07.00)
Участок трассы:– Круазик (Le Croisic) - Ляболь (La Baule) – Порник – остров Ile de Noirmoutier - Лярошель (La Rochelle) – остров Иль-де-ре (Ile de Re)
Тстарт – 11.30
Т кон – 22.30
S – 377 км
Rср – 9,9 л/100 км
Vср – 49 км/ч
Труль - 7,4 ч
На этом участке состоялся наш второй опыт поездки по французской глубинке. Мы специально двинулись вдоль западного побережья не по трассе, а по небольшим дорогам, расположенным максимально близко к океану (в силу равнинного характера местности океана, впрочем, с них все равно видно не было). Второй опыт был несравненно более удачен и мы проделали этот отрезок пути без особых приключений.
Небольшое замечание для тех, кто надумает проехать на остров Noirmoutier. Судя по карте, на него ведут две дороги. Мы сначала двинулись по той, что расположена севернее.
Однако выяснилось, что дорога эта идет не по мосту, а по дамбе, так что пригодна для проезда только за полтора часа и полтора часа спустя низшей точки отлива. Мы в это временной интервал конечно не попали и вынуждены были развернуться и поехать южной дорогой, идущей по мосту.
День 10 (19.07.00)
Участок трассы: Ile de Re - La Rochelle – Бордо (Bordeaux)
Тстарт – 11.00
Т кон – 21.30
S – 286 км
Rср – 11,0 л/100 км
Vср – 60 км/ч
Труль - 4,52 ч
Большую часть этого дня мы провели в ЛяРошели, а затем уже по скоростной трассе, переместились в Бордо. Особенностей не было.
День 11 (20.07.00)
Участок трассы: Bordeaux – Медок (Medoc) (маленький городок, лежащий к северу от Бордо в “винной долине”) – Байона (Bayonne) (это уже вблизи границы с Испанией) – Памплона (Pamplona) (это уже Испания)- Сарагосса
Тстарт – 9.26
Т кон – 20.30
S – 633 км
Rср – 9,7 л/100 км
Vср – 77 км/ч
Труль - 8,11 ч
Это был довольно большой транспортный участок, почти целиком (исключая “винную долину” пройденный по трассам, и наш первый опыт поездки в горах. Правда Пиренеи в тех местах еще не очень высоки, так как примыкают к океану.
Друзья мои, вы возможно спросите, зачем собственно понесло нас в Испанию, ведь можно было бы просто проехать к северу от Пиреней по южным районам Франции и тоже получить массу удовольствия. Дело в том, что, не знаю как вы, а я в детстве зачитывался романами Конан Дойля и в частности его описаниями подвигов бригадира Жерара, который в составе наполеоновских войск доблестно сражался с испанскими партизанами в районе Сарагоссы. Само это звучное слово манило меня с детства как мечта, которой никогда не суждено сбыться. Быть в каких то трехстах километрах от мечты детства и не осуществить ее я конечно же не мог.
Штурман мужественно поддержала мой план, и вот мы в Сарагоссе. Надо сказать, что мы не пожалели об этом шаге. Сарагосса превзошла все наши ожидания. Но об это в основном отчете, который уже готовит штурман.
День 12 (21.07.00)
Участок трассы: Сарагосса – Пау (Pau) (Франция)- Каркасон (Carcassone)
Тстарт – 10.25
Т кон – 20.30
S – 572 км
Rср – 10,4 л/100 км
Vср – 74 км/ч
Труль - 7,38 ч
В техническом плане это был, пожалуй, самый интересный участок за все время нашего путешествия. Дело в том, что еще до поездки нами были проработаны два варианта маршрута из Франции в Италию. Первый вариант предусматривал движение по южной франции (т.е. вдоль северных отрогов Пиреней), второй – с южной стороны Пиреней через Сарагоссу и Барселону.
Но уже в Сарагоссе нам пришла в голову мысль совместить эта два варианта, для чего требовалось всего лишь пересечь Пиренеи в срединной их части от Сарагоссы на Пау.
Мой отчет – не место для описания потрясающих красот этого пути, поэтому, наступив на горло своей песне, обращусь к технической стороне дела.
Дорога в горы с испанской стороны – это вполне современная магистраль, проходящая через несколько туннелей, но потихоньку мельчающая по мере приближения к Испано-Французской границе, расположенной на втором (считая из Испании) перевале на высоте 1640 метров. С Французской стороны дорога становиться совсем узкой и спускается (местами довольно круто), совершая массу поворотов (мне это напомнило учебный серпантин в автошколе).
На такой высоте двигатель заметно потерял мощность (а еще жара была 35 градусов) и на подъем я двигался преимущественно на третьей передаче. На спусках тормозил только двигателем (что делал, вообще-то, впервые на этой машине), постоянно меняя передачу в зависимости от крутизны спуска. Не знаю, как уж при этом приходилось коробке передач, но такой способ обеспечивал очень эффективное торможение, так что во время спуска я практически не работал ни педалью газа, ни педалью тормоза.
День 13 (22.07.00)
Участок трассы: Carcassone (старинная крепость) – Cap d’Agde (аквапарк) - Port du Gard (римский аквиадук) – Арль (Arles)
Тстарт – 09.52
Т кон – 21.40
S – 334 км
Rср – 9,9 л/100 км
Vср – 42 км/ч
Труль - 5,47 ч
Технических особенностей участок не имел.
День 14 (23.07.00)
Участок трассы: Arles – Ница (Nice) – Монако (Monaco) – мотель в горах в окрестностях Генуи (Италия)
Тстарт – 13.44
Т кон – 21.30
S – 460 км
Rср – 9,4 л/100 км
Vср – 84 км/ч
Труль - утерян
Технических особенностей участок также не имел. После пересечения границы с Италией, о которой мы узнали из таблички, стоящей на обочине, один за другим пошли туннели. Их было очень много (иногда до нескольких километров длиной) на протяжении всего нашего пути оп Италии. О некоторых особенностях езды в туннелях я скажу ниже.
День 15 (24.07.00)
Участок трассы: мотель в горах в окрестностях Генуи – мотель в горах в окрестностях Флоренции.
Тстарт – 10.08
Т кон – 21.30
S – 497 км
Rср – 9,3 л/100 км
Vср – 93 км/ч
Труль - 5,18 ч
Технических особенностей участок также не имел.
День 16 (25.07.00)
Участок трассы: мотель в горах в окрестностях Флоренции – Флоренция - гостиница в местечке Исоль в 40 км от Рима.
Тстарт – 10.08
Т кон – 21.30
S – 497 км
Rср – 9,3 л/100 км
Vср – 93 км/ч
Труль - 5,18 ч
Технических особенностей участок также не имел. Большую часть дня мы провели во Флоренции, а потом по скоростной трассе двинулись на столицу солнечной Италии. Надо сказать, что первоначальный наш план не предполагал заезд в Рим (планировалось посмотреть Вену). Но быть в Италии и не посмотреть вечный город, а потом, так заманчиво было проехать вдоль восточного берега апенинского сапога, что мы, не долго думая, изменили наш маршрут и пожертвовали Веной ради Рима.
День 17 (26.07.00)
Участок трассы: гостиница в местечке Исоль в 40 км от Рима – Рим - Венеция
Тстарт – 09.43
Т кон – 18.09
S – 485 км
Rср – 9,6 л/100 км
Vср – 78 км/ч
Труль - 6,12 ч
Технических особенностей участок также не имел. В Венецию въехали по длинному мосту (собственно, другого пути там нет). Справа от моста расположен огромный трехэтажный паркинг. Там оставили машину (ее надо ставить в дальнем от въезда конце, тогда меньше идти до водного трамвайчика). От этого же паркинга ходят водные трамвайчики по большому каналу Венеции. Дальнейшее – в основном отчете. (Да, чтобы не забыть, платеж за парковку принимают только наличными – 20 000 лир за сутки).
День 18 (27.07.00)
Участок трассы: Венеция – Австрия – Словакия (гостиница в маленьком городке километрах в 70 от Братиславы)
Тстарт – 10.33
Т кон – 21.35
S – 800 км
Rср – 9,3 л/100 км
Vср – 96 км/ч
Труль - 8,25 ч
Это был уже полностью транспортный день, первый из трех на пути на Родину.
После Пириней прохождение Альп не вызвало никаких трудностей. Трасса в Австрии местами ремонтировалась с сужением левой полосы до 2 метров. Но в отличие от Германии слева от такой полосы стоял на металлический отбойник, а шел более гуманный бордюрчик сантиметров 10 высотой.
На границе Италии с Австрией справа от дороги стояли какие-то будочки, но никаких знаков, чего либо требующих на дороге не было. Не замечено было и каких-либо пограничников или таможенников, так что мы проследовали через границу без остановки.
Далее произошел следующий занятный случай.
Где-то километрах в тридцати от границы я решил завернуть на заправку. Залил бензинчику, и пока штурман Женя смотрела сувениры решил отъехать от заправки на стоянку, чтобы там ее подождать.
Не успел я проехать и нескольких метров как вижу, наперерез мне бежит какой-то мужик в форме и строго так указывает на ту самую стоянку, на которую я и рассчитывал стать. Я встал, он подходит, по всему видать - полицейский. Вижу и полицейскую машину, стоящую неподалеку, там еще мужики в форме. Попросил мой паспорт, посмотрел, вернул. Попросил открыть багажник, залез рукой в сумку, пошарил там, разрешил закрыть багажник. Потом повел к своей машине, достал какую-то папку с текстом на многих языках, нашел текст на русском и протянул мне. Из текста узнаю, что всякий проезжающий через Австрию должен заплатать за пользование ее дорогами 1100 австрийских шиллингов, а кто не заплатит – тому штраф то ли 20 000, то ли 40 000 шиллингов. Я живо выразил готовность заплатить за пользование этими распрекрасными дорогами. Мужик радостно закивал, взял мою кредитную карточку и передал ее своим коллегам в машине, а сам выписал мне бумажку на право езду по Австрии в течение суток и велел держать ее на ветровом стекле. Карточку вернули и мы расстались.
Так я и не понял, повезло мне или наоборот. С одной стороны, возможно надо было заехать в те самые вагончики на границе и заплатить за дороги, чтобы не рисковать налететь на штраф (но кто же знал?), с другой стороны ни одного другого полицейского мы в Австрии больше не встретили, так что не заверни я на ту заправку, может быть и сэкономил бы 1100 шиллингов.
Подъезжая к Вене, мы слегка беспокоились, удастся ли без проблем найти дорогу на Братиславу, очень уж мощная транспортная развязка в этом городе (и на Чехию, и на Словакию, и на Венгрию). Но волнения были напрасны, дорожные указатели поставлены очень толково. Уже на дальних подступах к городу на них появляются значки CZ, SH, H, чуть позднее на указателях появляется и Братислава, так что мы без всяких хлопот вырулили на нужную дорогу и я нажал на газ, слегка расслабившись. Как выяснилось чуть позднее – рано. Указатель поворота на Братиславу с дороги, идущей из Вены на Будапешт весел не над дорогой, как все указатели в Вене, а сбоку, да еще и в кустах, так что мы его успешно проскочили. На границу пришлось выбираться по совсем уже маленьким дорожкам, но зато посмотрели австрийскую глубинку.
На границе машин практически не было Австрийский пограничник спросил на ломанном английском “Were are you going?”, и услышав от нас “Нome, back to Russia” радостно заулыбался и побежал ставить штамп нам в паспорта.
С сердцами, бьющимися учащенно от встречи с братьями славянами, мы подъехали к пограничнику словацкому. То быстренько проштамповал наши паспорта и пропустил дальше к таможенникам. Вот тут то мы и влипли…
Таможенники, весело поинтересовались, откуда мы едем, на что мы радостно ответили, что из Франции, да из Италии. “И что везете?”, не менее весело продолжали те, “да вот винца подкупили”, не заподозрив никакого подвоха отвечали мы. Тут таможенники повеселели еще больше и попросили нас отъехать в сторонку. Для работы с нами был выделен молодой симпатичный парень, видимо говоривший по-русски получше других, который с сочувствующим видом объяснил нам, что согласно местным законам в Словакию может быть ввезено не более 2 литров вина на человека. “Но мы же транзитом, мы готовы заполнить декларацию”, возопил я (вы же понимаете, что в винную долину севернее Бордо мы ездили не только чтобы полюбоваться красотами тамошних виноградников, да и в Италии грех было винца не подкупить). “Можно”, сказал парень, “но все равно придется заплатить таможенный сбор $18 причем в местной валюте (которой у меня естественно не было), а кредитные карточки не принимаются”. Тут я начал догадываться, что парню чего то от нас надо и задал сакраментальный вопрос: “Ну, а другой вариант?”. “Есть другой вариант” с готовностью ответил бравый таможенник и повел меня в будку. В будке он без лишних слов объявил : “Десять долларов”. В этот момент я осознал окончательно “Ну, вот мы почти и дома”. После передачи парню требуемой купюры, мы тут же получили наши паспорта с пожеланиями счастливого пути, и двинулись в Братиславу.
Дорога сразу стала хуже, начались обгоны справа, от чего я уже успел отвыкнуть, какие то бритоголовые братки на джипе, увидев наши московские номера, весело приветствовали нас криками, в общем – знакомые картины.
Отъехав километров 70 от Братиславы, мы заночевали в небольшом городке, в гостинице, поразившей меня своими огромными (для крошечного городка) размерами и абсолютной своей пустотой, впечатление такое, что мы были одни во всем здании.
День 19 (28.07.00)
Участок трассы: Словакия (гостиница в маленьком городке километрах в 70 от Братиславы) – словацко-польская граница – Краков-Домачево
Тстарт – 07.51
Т кон – 23.30 (здесь и далее время московское)
S – 815 км
Rср – 8,3 л/100 км
Vср – 66 км/ч
Труль - 12,11 ч
Типичный транспортный день. Утром (как чувствовал) решил проверить давление в шинах и обнаружил, что правое заднее колесо подспустило. Стал смотреть внимательно – так и есть, из резины торчит шляпка шурупа, прокол. Запаски я с собой не вожу, но в багажник всегда держу ремнабор для бескамерных шин, так что неисправность была устранена за 15 минут.
Словацко-польскую границу прошли без приключений. Польский пограничник занес наши данные в компьютер (одним пальцем) и вернул паспорта, польский таможенник улыбаясь спросил “Что везете?”. “Сувениры”, чуть не завопил я, “сейчас покажу”. Но таможенник милостиво махнул рукой, мол, проезжайте, и вот мы уже в Польше.
В Домачево были под вечер. Решили, не откладывая, перейти границу и заночевать в Бресте, чтобы на следующий день добраться до дома. Машин на границе было совсем не много, так что вся процедура перехода границы в Белоруссию заняла около 1,5 часов и состояла из многократных открываний багажника и шлепаний штампиков в талончик и в паспорта. В результате, мы не получили в паспорте отметку о выезде из Польши, но заполучили отметку о въезде в Белоруссию. На мой недоуменный вопрос по этому поводу Белорусский пограничник невозмутимо ответил вопросом: “А оно вам надо?”. И правда, подумалось мне.
День 19 (28.07.00) и последний
Участок трассы: Домачево - Москва
Тстарт – 9.49
Т кон – 22.38
S – 1076 км
Rср – 7,9 л/100 км
Vср – 96 км/ч
Труль - 11,10 ч
Еще один транспортный день.
Видимо сказалась все же усталость и радостное возбуждение от возвращения домой. Да и погода не благоприятствовала, не небе не облачка, теплынь, так что все даишники и гаишники повылазили на дорогу, так что мне не удалось уклониться от тесного общения с ними.
В Белоруссии, уже почти проехав мимо очередного поста ДАИ, совершенно безжизненного на вид, боковым зрением заметил бегущего мне на перерез юного даишника, который возбужденно показал мне свой радар, на котором светились алым цветом цифры 88. Мои попытки отстоять свою невиновность (“Так ведь разрешено же движение на трассе со скоростью 100 км/ч”) успеха не возымели (“Так вот же знак перед постом стоит 40 км/ч”) и меня поволокли в будку. Здесь я был передан в руки старшого с отвислыми седыми усами, который, выслушав нас обоих, без лишних слов назвал сумму в зайцах, эквивалентную 300 руб, и принялся выписывать квитанцию. Зайцев у меня не было, я понял, что если сейчас поеду куда-то их менять, то прощай мои планы доехать к ночи до дома и решил пойти ва-банк. Достал сторублевку (увидев ее, юный даишник тут же деликатно удалился, оставив нас со старшим одни на один) и, положив ее перед старшим, сказал твердым голосом: “Не надо квитанции”. После едва заметного колебания, старшой что-то буркнул, сторублевка перекочевала в его журнал, а мои документы вернулись ко мне.
На страницах нашей конференции неоднократно отмечалось, что с белорусскими даишниками договориться о “штрафе на месте” не удается. Мой опыт, таким образом, опровергает это утверждение.
На белорусско-российской границе мы не вызвали особого интереса, таможенники трясли в основном своих белорусов. У нас посмотрели страховку, попросили открыть багажник и отпустили с миром.
Наконец-то мы в России. Радостно нажал я на газ и… не проехав и пятидесяти метров был остановлен гаишником, выскочившим как черт из табакерки откуда-то с обочины. Вот уж воистину, родина мать приняла своих детей. Оказывается я все еще находился в зоне действия какого-то ограничивающего скорость знака и два молодых и бравых представителя славной когорты блюстителей безопасности дорожного движения не преминули воспользоваться этим фактом (эти поганцы прятались в кустах при входе на кладбище ветеранов войны). После краткой ритуальной беседы еще один стольник покинул мой карман.
Дальнейшее движение по минке напомнило мне игру в кошки мышки между водителями и гаишниками. До границы с московской областью я насчитал шесть засад и сбился со счета. Они сидели практически за каждым ремонтируемым участков дороги (а их там множество). Дорога сужается, стоят знаки, последовательно ограничивающие скорость до 30 км/ч (причем этот последний знак стоит метров за 150 до собственно сужения), понятно, что нормальный человек соблюдать их не будет, они, паразиты, этим и пользуются. Не обошлось без потерь на этом скорбном пути и меня. В одном месте ремонт дороги БЫЛ ЗАВЕРШЕН, никакого сужения не было и в помине, но знаки проведения ремонтных работ и, соответственно, ограничения скорости, убраны не были.
Я потерял бдительность, не отреагировал на подмигивание фар встречного жигуленка, и… был наказан еще на сотню рублей. На мой возмущенный вопрос “Где ж ремонт то? дорога то ведь в отличном состоянии!” молодой нагловатый гаишник ответил: “Где ремонт – не важно, главное, что знаки есть, они согласованы с управлением ГИБДД”.
Вечером мы были в Москве. Пересекая кольцевую, зафиксировали показания счетчика – мы вернулись на это место, пройдя 10855 км.