Автотуризм по городам Варшава - Краков - Замосць - Закопане - Лодзь - Гданьск. Апрель 2016

Первая поездка в Польшу состоялась в октябре 2015 года. Давно хотели побывать в этой стране и как-раз подоспел осенний отпуск. Да еще и цены на перелеты с учетом пылающего кризиса отбивали всё желание лететь куда-либо в жаркие заморские страны или по стране подальше (причем, цены на полеты по стране были гораздо выше цен на полеты за её пределы).

Вот и решили мы воспользоваться любимым способом путешествия и поехать в отпуск на автомобиле. Мы любим дальние поездки на машине. В такие периоды наступает приятная часть жизни, когда уходят за скобки все семейные и бытовые хлопоты и какие-то неурядицы, все проблемы и стрессы на работе. И по сути, остается только одна забота – следить за дорогой и вовремя доезжать из точки «А», где уже побывали и многое (если не всё) посмотрели, в точку «Б», где забронировано жилье и где нас ждет новое и еще нами неизведанное. А по пути между этими точками своевременно «покормить» машину и самим немного передохнуть, выпив кофе и перекусив по-походному. Говорят, что время в дороге не идет в счет жизни. Это трудно проверить, но для нас время в дороге – одно из самых лучших, приятных и беззаботных! Наверное, действительно из одно- двух- недельных поездок на авто мы возвращаемся абсолютно не состарившимися!

Отдаю должное работникам консульства – визы всем нам дали на год, что, говорят, нехарактерно для Польши.
Отзыв о поездке в Польшу в октябре 2015 года у меня "не пошел" - на работе целыми днями в компе и к ночи уже не было сил что-то еще писать. Хотя сразу могу сказать, что страна и поездка по ней понравились.

А вот с учетом второй поездки решил "взять себя в руки" и поделиться с потенциальными путешественниками накопленным опытом и полученными знаниями.

Конечно, впечатления от поездки в октябре 2015 года стираются и уже не так ярки, как сразу по возвращении из страны. К тому же, на них наложились свежие положительные впечатления от поездки в апреле 2016 года. Этому также способствует и желание не превращать отзыв в длинное повествование, когда редко кто из читающих находит в себе силы дочитать изложенное до конца. С учетом сказанного, вполне естественно, что в данных заметках упор сделан на изложении новых впечатлений, а предыдущая поездка отражена в «телеграфном стиле».

Сразу о курсе валют, который в разных городах практически одинаков:
100 $ - 365-371 ZL.
100 RUB - 5 ZL,
то есть 1 ZL стОит 20 RUB.
Но при этом, рубль очень редко обменивается на злотые и знание курса RUB / ZL требовалось только в том случае, когда было интересно узнать стоимость товара или ресторанного счета в рублях.
Курс € / ZL был нам неинтересен по причине отсутствия евро, но 100 € точно больше 400 ZL.

1. Общие впечатления от вождения; дорога и правила.

1) Особой подготовкой к путешествию по Польше на автомобиле себя не утруждал… На сайте уважаемой газеты прочитал статью специализирующегося на теме журналиста; в целом информативно, спасибо ему. Да еще в путеводителях встречались соответствующие разделы, правда все эти книжки по срокам издания отставали от текущего года. Посчитал, что полученных знаний достаточно и, в целом, действительно обошлось. Было два исключения, причем в одном из них я сам виноват.

Октябрь 2015 г., первая поездка в Польшу, пересечение границы в воскресенье утром. А в субботу ближе к ночи мы остановились в забронированном заранее номере гостиницы при «Белтаможсервис» буквально в ста метрах от погранично-таможенного пункта (ПТП) «Козловичи» (30 км. от Бреста).
Утром следующего дня я, в предвкушении скорого въезда в Польшу, радостный и довольный собой за чудесную организацию поездки, в холле гостиницы узнаю от улыбчивой и приветливой работницы ресепшен, что ПТП «Козловичи» по характеру международного сообщения является исключительно «грузовым», то есть работает на въезд / выезд только грузового автотранспорта. У меня были электронные адреса пограничной службы Республики Беларусь с перечислением всех ПТП, а я даже не удосужился прочитать о ПТП «Козловичи». Редко когда чувствуешь себя таким идеально законченным лошарой… Бивис и Бадхед в одном лице. Не веря, что я мог так наивно лохануться, я по пути к машине задал двум встречным людям в погонах глупейший вопрос, смысл которого: «а правда ли, что «Козловичи» только грузовой ПТП?»… Конечно, они мне подтвердили, что я лошара! В итоге, вместо утреннего въезда, мы, с учетом дороги до ПТП «Брест», приехали в самый пик автомобильной активности и въехали в Польшу во второй половине дня.

Второй случай, когда мне не хватило знаний, на этот раз правил дорожного движения, случился в Варшаве (первая наша поездка в Польшу). На перекрестке с дополнительной секцией светофора «стрелка направо» мне нужно было повернуть направо и я занял правый ряд. Соответственно, когда горел зеленый при невключенной секции «направо» я остался на месте, ожидая стрелки. Этим вызвал бурные взмахивания руками двух полицейских в машине, остановившейся как-раз за мной (давно замечено, что люди этой профессии, как правило, не вовремя появляются на дороге).

Я дождался стрелки, но сразу за поворотом они звуковыми и световыми сигналами «попросили» меня остановиться. Из скомканных польско-русских переговоров я понял, что на таких светофорах при включенном «зеленом» можно ехать направо не дожидаясь «стрелки». Главное – пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть справа.
Отдаю должное полисменам – корректно всё рассказали, дорогу дальше объяснили, хоть и с явным акцентом, но по-русски, пожелали «Удачи» и уехали.
Эти два случая убедили меня, что хоть немного, но матчасть учить надо.

2) Движение по территории Польши – с ближним светом фар или ходовыми огнями.

3) Часто встречается знак парковки в сочетании с перечеркнутым по диагонали прямоугольником. В Закопане возле подъема на Каsрrоwy Wiеrch вся площадь в таких знаках парковки. И нет ни одной машины, хотя площадь свободна. Если по-простому - этот знак означает, что данная парковка предназначена только для определенного транспорта. В жилом секторе – для живущих здесь людей. Возле торговых и иных точек – для работающих рядом людей. В Закопане площадь отведена под парковку гужевого транспорта, привозящего к подъемнику всех желающих. В любом случае, ставить на такую парковку свой транспорт вам запрещено.

4) Встречаются мобильные патрули полиции. Может, мне повезло, а может в польских ПДД есть соответствующий пункт, но каждый раз эти патрули не прятались в придорожных канавах, а, наоборот, делали всё для того, что бы их было заметно – стояли на открытых участках дороги с включенными проблесковыми маячками.
Кстати, возвращаясь в Россию через Витебскую область Беларуси, мы пару раз столкнулись с ранее неведомой новинкой – мобильные патрули хотя и стояли поближе к придорожным кустам, но метров за сто до патруля был выставлен (приложен к камню на обочине) временный предупреждающий знак о ведении фото-, видео- контроля нарушений.

5) Судя по действиям водителей, в этой стране принято быстро и безоговорочно уступать дорогу спецтранспорту с включенными звуковым и световым сигналами. Если позволяет клиренс, машины взбираются правым бортом на бордюр, даже если там зеленеет травка (наблюдал несколько раз). Если возможности взобраться на бордюр нет, все максимально прижимаются к правой стороне и неважно, сколько полос. Сам так несколько раз прижимался к правым, находясь на средних, при этом левые максимально прижимались к средним. Цель одна на всех – любой ценой и в кратчайший срок уступить дорогу спецтранспорту. Вроде бы ничего необычного, во всех странах действует такое правило. Но на наших дорогах такое единодушие действий наблюдается не всегда.

6) Читал, что польские водители – не самые приятные участники дорожного движения. В целом, соглашусь с таким утверждением. Особенно, в городе. Могут не пропустить при перестроении или обругать звуковым сигналом, если в условиях незнакомых улиц повел себя несколько неуверенно.
В Лодзи я в соответствии с требованиями разметки (иначе выехал бы на встречку) перестраивался из левого ряда в правый. Летящему в правом ряду водителю лениво было сбросить скорость и дать мне возможность встать в нужный ряд. Еще и обругал звуковым сигналом. Хотя ситуация очевидная: остановлюсь на перекрестке пропускать правый ряд – стану помехой другим; продолжу движение прямо – выеду в лоб автобусу. В итоге разъехались, спасибо автобусу. Но осадочек остался.
Показателен случай в Кракове – на перекрестке я пропустил всех встречных и стал поворачивать налево. Еще один встречный, маячивший вдали, прибавил скорость и стал сигналить, чтобы проехать обязательно передо мною.
Проехав страну по центру, а также с востока на юг и с юга на север, могу предположить, что «национальная» принадлежность машины в таких случаях роли практически не играет. Похожие ситуации в городах я наблюдал и не по отношению к себе. Просто у местных водителей, видимо, сложился такой, немного агрессивный, стиль вождения.
Еще сделал вывод, что местные водители почти не пользуются сигналами поворота, даже на перекрестке с круговым движением; из-за чего до последнего не знаешь, куда из круга повернет автомобиль. В этом нарушении я сам бываю грешен, особенно на трассе, но в «кругу» поворот стараюсь включать всегда.

7) И еще. Будьте осторожны – польские водители не спешат тормозить перед пешеходным переходом.

8) Тем не менее, не могу не сказать и добрых слов в адрес польских водителей. В пробках (а в них мы потолкались на дорогах Польши немало) ни одна машина не заехала на обочину, чтобы опередить всех справа и втиснуться первым в стоящую колонну.

А если слева при ремонте начиналось сужение, никто не старался доехать обязательно до начала сужения и там втискиваться в правый ряд. Просто левые заранее включали правый поворот и машины справа с готовностью уступали им место в своем ряду.

2. Пересечение границы.

1) Ничего лишнего из документов не спрашивали, только загранпаспорта, права, свидетельство о регистрации транспортного средства и международную страховку автогражданской ответственности (Green Card). За одним исключением.
Из Польши мы выезжали в Калининградскую область с остановкой на две ночи в Калининграде; затем в Литву с заездом в Шауляй (Гора Крестов) и, наконец, в Латвию, через Даугавпилс на Беларусь (погранично-таможенный пункт Урбаны – направление на Браслав). Так вот, при выезде из Латвии в Беларусь на латвийской границе попался служивый крупного телосложения с маленькими стеклами очков на самом кончике мясистого носа. При нем рядом неотступно следовала девушка в форме, по виду – стажер. Может быть из-за желания блеснуть своими познаниями перед ней, но этот служивый стал просить меня предъявить ему диагностическую карту – ту, что подтверждает прохождение тех. осмотра при оформлении ОСАГО. Посматривая на милую девушку-стажера, он с упоением рассказывал мне, что это за карта и убеждал меня, что она должна быть у российских водителей.

У меня была эта карта, лежала вместе с полисом ОСАГО. Но можно было бы сослаться на п. 2.1 ПДД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (обязанности водителя; водитель не обязан иметь при себе и передавать сотрудникам полиции по их требованию этот документ); или поинтересоваться: - Если у меня нет при себе этого документа, то значит, он меня не выпустит с территории Евросоюза?… Но был первый час ночи, а нам еще нужно было доехать до Браслава и там найти ночлег (ехали наудачу, без предварительного бронирования). Поэтому я без лишних споров предъявил ему эту злополучную карту. Он обрадовался, стал рассматривать её с обеих сторон и с видом победителя показывать девушке-стажеру. И без лишних дополнительных споров и разговоров мы выехали за пределы Латвии. Основываясь на полученном опыте, думаю, все же хорошо, что у нас была эта карта как защита от… самизнаетекого…

2) Самые распространенные вопросы при пересечении границы – количество спиртного (1 л. крепких напитков или 2 л. вина на одного пересекающего границу) и сигарет (200 шт., или 1 блок).
На въезде в Литву из Советска (Калининградская обл.) на литовской стороне попался, мне кажется добрый в душЕ, но ворчливый по факту таможенник. На мои «полтора-два» литра крепких спиртных напитков (на четверых) он требовал «четко декларировать» (то есть, устно сказать) - сколько везем спиртного. А я толком и не помнил, поскольку мы знали, что сверх нормы не везем. Разобравшись с нашим алкоголем, спросил о количестве табака. Я возьми и брякни: - Мы не курим. В ответ выслушал ворчливое, что он не доктор и наше здоровье его не интересует. Успокоился, когда узнал, что сигарет нет вообще.

3) На польской стороне при въезде в октябре 2015 года дополнительно «сдавали» пять пальцев правой руки. На мой вопрос о целесообразности этого, ведь в визовом центре вообще все десять пальцев «оставили», мне объяснили, что теперь такая процедура будет при каждом въезде в Евросоюз. И действительно, при въезде в Польшу в апреле 2016 года мы снова «оставили» свои пять пальцев.
А когда выехав из Польши в Россию (Калининградская обл.), затем из России снова въезжали в Евросоюз (Литва), мы на литовской стороне опять «оставили» свои пальцы, только теперь по одному указательному правой руки.

4) О цели поездки польские пограничники спрашивали, но скорее формальности ради – удовлетворялись ответом: - Туризм. А когда после этого ответа я с радостью пытался поделиться с ними нашими планами знакомства с красотами их страны, они нетерпеливо отмахивались от меня, как от назойливой мухи, и переходили к другим вопросам.
О наличии и количестве денежных средств ни на одной границе ни разу не спросили.

5) В октябре 2015 г. въезжали в Польшу и выезжали из неё через пограничный переход Брест-Тересполь. Проблем никаких, но машин на переходе немало.

Дорога от границы до Варшавы практически вся проходит через населенные пункты, камер очень много, будьте осторожны. При этом, очень часто если ехать с соблюдением скоростного режима, в хвост обязательно пристроится автомобиль, пытающийся ехать быстрее. На двухполосной дороге с большими обочинами принято прижиматься насколько возможно вправо и уступать дорогу, в том числе если кто-то пытается совершить обгон на встречной полосе. Вообще, кажется такую дорогу (двухполосная, но с широкими обочинами по обеим сторонам; по ней свободно могут разъехаться три автомобиля) мы видели только по пути от Тересполя в Варшаву. Остальные дороги, по которым мы проехали Польшу: а) уже достойного качества скоростные магистрали; б) обычные двухполосные с обычными обочинами; в) дороги в ремонте и в «пробках».

6) В апреле 2016 г. границу решили пересечь в Домачево (с польской стороны – Словатыче), 50 км. на юг от Бреста, поскольку дальше нам нужно было следовать на юго-запад – в город Замосць. В итоге, нам понравилось, хотя польская сторона и «пыталась» испортить настроение.

Представьте, воскресенье, время – около 9 часов утра и на границе ни одной машины впереди или позади нас! Не удивлюсь, если мы вообще в то воскресенье были первыми. Из Беларуси выехали быстро (обычный набор документов и вопросов). А вот польская сторона повеселила. Там мы также были единственной машиной и таможенники нам очень обрадовались. Дабы убить время, нас загнали в специальный бокс и два служивых стали с фонариками и отвертками заглядывать во все технологические отверстия и пустоты машины, заодно проверяя вещи. Не думаю, что мы выглядели очень уж подозрительными, зато час своего служебного времени они с нами «убили». За этот час ни одной машины туда-обратно так и не проехало и у них было много свободного времени, которое они и провели в нашем обществе. Должен признать, что вели они себя вежливо и даже приветливо. Найдя где-то в недрах багажника купленную нами в храме пару лет назад свечку и увидев моё удивление, они с удовлетворением произнесли почти на русском: - Значит, не зря машину проверяли.

Помимо свечки обыск / осмотр ничего не дал и не сильно расстроившись они впустили нас на территорию своей страны.

Варшава.

Проживали в отеле Ibis, три звезды, на пересечении улиц Muranowska и (близко к ней) Bonifraterska. По соотношению цена / качество очень достойно, тем более, рядом Старый город и есть подземная парковка.

Обошли Старый город и прилегающие районы вдоль и поперек, всё есть в путеводителях, отдельно останавливаться на этом не буду.

Незадолго перед поездкой мы с женой по настоянию дочерей (их интересуют фильмы, затрагивающие тему концентрационных лагерей) посмотрели фильмы «Мальчик в полосатой пижаме», «Пианист» и «Жизнь прекрасна!». Находясь под впечатлением от этих фильмов (я – особенно от фильма «Мальчик в полосатой пижаме»), мы с помощью имевшегося путеводителя и сведений из интернета исходили пешком места, связанные с довоенной жизнью евреев и их истреблением во время войны.

Если кому интересно:

а) Варшавская цитадель.
Интересна и как вполне самостоятельная достопримечательность – фортификационное сооружение. Использовалась и в качестве тюрьмы, где содержались, в частности, Ю. Пилсудский (в будущем – маршал) и Ф. Дзержинский. В масштабах города занимает немалую площадь, но на бОльшей части расположено воинское подразделение – центральный вход от улицы А. Mickiewicza (от отеля идти далековато и через мост с интенсивным движением). Если пойти от центрального входа вдоль бастионов против часовой стрелки, можно выйти ко входу на территорию, где расположен музей Независимости. Для нас наибольший интерес представляла тыльная часть цитадели с Воротами казней, где совершались расстрелы. Справа в арке виднеется неширокая дверь со входом на территорию - продолжение музея Независимости. Если дверь открыта - можно прогуляться по территории. К этой части цитадели от отеля пройти наиболее удобно – спуститься вниз по ул. Konwiktorska к набережной Вислы, повернуть налево (спиной к исторической части города) и пройти прямо по набережной меньше километра – к началу цитадели (сразу за автомобильно-трамвайным most Gdаnski), а к Воротам казней еще около пятисот метров.

б) от отеля, от улицы Stawki удобно начать пешую прогулку по маршруту:
- начало - площадь Umschlagplatz с одноименным памятником на улице Stawki в виде белой мраморной стены с начертанными на ней именами; здесь был перевалочный пункт, откуда в товарных вагонах людей отправляли в лагеря, в основном Освенцим и Треблинка;
- окончание – тюрьма Pаwiak на ул. Dzielna, получившая зловещую славу в годы войны; в августе 1944 г. тюрьму взорвали, но часть первого этажа здания сохранилось и сейчас это музей тюрьмы Pаwiak. На площади перед входом (раньше это был внутренний двор тюрьмы) находится оригинальный памятник – Погибшее дерево. На фото оно представляет собой засохшее дерево. В реальности сейчас это металлическое изображение засохшего дерева с множеством прикрепленных к нему табличек. Но и остатки тюрьмы, и дерево смотрятся интересно.
Между этими двумя объектами на маршруте по улицам Mila, Zamenhofa находится еще несколько памятников и гранитных камней с именами сражавшихся с нацистами. Самый интересный из них – Памятник героям гетто. Перед этим памятником канцлер Вилли Брандт преклонил колени в 1970 году, снискав себе уважение во всем мире.

в) часть бывшего гетто - улицы Grzybowska (Гржибовска) с одноименной площадью, Prozna (Прожна), Zlota (Злота), Twarda (Тварда). Путеводитель 2007 года издания гласит, что в этом районе еще сохранилась атмосфера еврейского города. На улице Prozna (Прожна) стены домов по-прежнему хранят следы от пуль, а участки стены, окружавшей гетто, можно видеть между домами № 55 по улице Sienna (Сена) и № 62 по улице Zlota (Злота).
Скажу сразу, мы нашли этот уголок Варшавы; нашли закрытую (работает один день в неделю) синагогу Nozykow (Нозик), рядом еврейский театр; нашли даже дома № 55 и № 62 и кусок стены вокруг гетто. Но это оказался квест почти на целый день с постоянными обращениями к прохожим с просьбой о помощи в поиске объектов, особенно стены и домов со следами пуль…

Дело в том, что в районе идет интенсивное строительство многоэтажек из стекла и бетона, в частности, по периметру центральных улиц Swietokrzyska (Свентокшиская) и Al. Jana Pawla II (Аллея Йоанна Павла II). Поэтому район улиц Grzybowska (Гржибовска), Prozna (Прожна), Twarda (Тварда) оказался в буквальном смысле на задворках этих новостроек. К тому же, дворы на этих улицах ограждены железными решетками и нужно еще найти туда вход… Аналогичная картина с перекрытыми дворами на улицах Sienna (Сена) и Zlota (Злота). Что бы найти нужные дома, нам понадобилось обойти эти улицы чуть ли не по всей их длине. Естественно, после таких поисков ни о какой особой атмосфере этих районов нам, пришлым туристам, говорить не приходится.

К сожалению, я так и не понял, как мы нашли все указанные здесь объекты, поэтому напишу только об основных ориентирах при движении по этому району:
- метро Swietokrzyska (Свентокшиская), чтобы не терять силы при пешем переходе;
- выход к одноименной улице - Swietokrzyska;
- идти по улице Swietokrzyska так, что бы возвышающаяся рядом громада Дворца культуры и науки (образец сталинской архитектуры; подарок Советского Союза Варшаве) была слева по ходу движения;
- слева с тыльной стороны Дворца начинаются улицы Sienna (Сена) и Zlota (Злота); там стоит участок стены; удачи всем желающим найти её!;
- справа при движении по улице Swietokrzyska в переулочке можно увидеть католический собор; если увидели – идите к нему, за ним начинается нужный нам район; если проскочили, то далее по ходу движения в проходе между высотками тоже можно повернуть направо и тоже выйти к синагоге, театру и домам со следами пуль на стенах. Более точно указать не могу – сами не знаем, как нашли. Удачи!

Краков.

Остановились в Аpartamenty Gallery, недалеко от центральной части города. По сути, это квартира в старом доме с двумя огромными комнатами, высоченными потолками и огромным же совмещенным санузлом. По части жилья тоже всё понравилось. Но сам город оказался единственным в Польше, который утомил меня в поездке «за рулем» и сделал меня раздражительным. Пробки и отсутствие свободных мест для парковок – главное, чем мне запомнился Краков. Причем, пробки были не только в городе, но и на въездах-выездах при поездках в Освенцим и Величку.Как и в случае с Варшавой, обошли Старый город и прилегающие районы со всеми основными достопримечательностями. Всё это есть в путеводителях, отдельно останавливаться на них не буду. Скажу только пару строк в продолжение темы о жизни евреев до и во время Второй мировой. В Казимеже и, особенно, в Подгуже (районы Кракова, ранее были самостоятельными городами; на улицах этих районов снимались сцены фильма Стивена Спилберга "Список Шиндлера") мы нашли отдельные, интересующие нас объекты.

Если кому интересно:

- костел Bozego Ciala (Тела Господнего); украшает Рыночную площадь Казимежа. К интересовавшей нас теме отношения не имеет, но прогуливаясь по Казимежу, не заметить и не оценить такую огромную, величественную и великолепную красоту просто невозможно;

- Синагога Исаака Якубовича, ul. Kupa, 16. Считается самой большой и красивой из всех синагог Казимежа; как мы поняли со слов вышедшего из синагоги служителя, в настоящее время там находится Центр еврейской культуры. Он же нам объяснил, что в поисках фрагментов стены гетто мы находимся только в середине пути – из Казимежа нужно идти (или ехать) за Вислу, в Подгуже. И он же посоветовал нам в позднее время не ходить по улицам Казимежа – опасно с точки зрения собственной безопасности и своего кошелька. Насколько его совет оказался практичным, мы не проверяли;
- фрагмент стены гетто между домами №№ 25 и 29 по улице Lwowska (Львовская). Путеводители «говорят», что есть и второй фрагмент – за школой по улице Limanowskiego (Лимановского), 62, но сил и времени искать его у нас не было;

- площадь Героев Гетто (Plac Bohaterów Getta) в Подгуже – главный пункт нашей прогулки в тот день по Казимежу и Подгуже. На этой площади создан своеобразный мемориал, идея которого, считается, навеяна дневником аптекаря Тадеуша Панкевича. По площади расставлены пустые металлические стулья, символизирующие, как говорит один из путеводителей, «обстановку, оставшуюся в гетто после его ликвидации». Но данная формулировка несколько непонятна. Какая обстановка? В чем символ – стулья на улице? Поэтому, нам больше понравилась версия, найденная на просторах интернета: стулья напоминают, что в период выселения / расстрелов / вывоза по концлагерям евреев, на улицу из жилищ выносилась вся их мебель. Это делалось для того, чтобы никто в оставляемом доме не спрятал младенцев.

На этой же площади, д. 18, стоит аптека «Под Орлом». В 1941 г. аптека оказалась внутри стен созданного гетто, как места сбора и компактного проживания евреев. Когда в гетто начали прибывать евреи, жители прочих национальностей стали его покидать. Но аптекарь Тадеуш Панкевич (умер в 1993 г.) остался и его аптека продолжала работать. Так он, единственный поляк, жил и работал на этой площади. Его аптека на два года (пока немцы не ликвидировали гетто в марте 1943 г.) превратилась для обитателей гетто в источник лекарств и контактов с внешним миром. Сейчас аптека «Под Орлом» – музей гетто.

От центра Кракова мы прошли через Казимеж и Подгуже пешком. Но туда можно подъехать трамваями №№ 1, 3, 7, 13, 19, 24 (с каким-то номером могу ошибиться, лучше проверить при посадке).

Также в Подгуже находится ставшая на весь мир знаменитой после фильма Спилберга фабрика Rekord (в годы войны принадлежала немецкому промышленнику Оскару Шиндлеру). Мы до неё не дошли, но знаем, что до неё можно доехать от Старого города на экскурсионном автобусе.

Освенцим. Музей Аушвиц-Биркенау.

К музею можно проехать быстро по кусочку платной дороги на Катовице или спокойно по альтернативной уютной дороге через населенные пункты. Расстояние, примерно, 80 км.

Посетителей даже в октябре было очень много, поэтому билеты лучше заказывать заранее; мы экскурсию с индивидуальным гидом заказали еще в Москве.

Единственное, что немного раздражало в поездке в Освенцим и Майданек (об этом ниже), так это группы молодых людей из Израиля и их поведение – шумное, нагловатое и бесцеремонное по отношению к другим туристам. Мы славяне, которых тоже немало сгинуло в концентрационных лагерях самой кровожадной войны. И в таких местах – музеях, ощущая першение в горле, поневоле ведешь себя тихо и говоришь почти шепотом, отдавая дань памяти погибшим здесь и стараясь не нарушать их покой. Но у молодежи из Израиля, видимо, другие цели и установки. Глядя на одну из таких групп на второй площадке Освенцима (со знаменитыми въездными железнодорожными воротами), наш гид с грустью сказала:

- Мы всем запрещаем ходить по рельсам. И только гости из Израиля ходят там, где хотят и ведут себя так, что их далеко слышно.

Величка.

От Кракова – порядка 25 км. Красивые пещеры, красивые залы; обязательно нужно посетить. Мы приехали утром, поэтому проблем с парковкой не было. Билеты заранее не заказывали, купили на месте; вход по расписанию, в том числе для русскоязычных туристов.

Правда, у меня осталось легкое разочарование от двух обстоятельств: а) от чрезмерной рафинированности объекта - практически по всему маршруту, проложенному для посетителей, не осталось полов и стен, свободных от обшивки. Может, это и правильно с точки зрения безопасности. Но нет ощущения, что это вырытая тяжелым людским трудом за несколько столетий шахта и б) нашей группе попался гид, многие годы проживший в уверенности, что он знает русский язык; и никто за все эти годы не объяснил ему, что он жестоко ошибается.

Замосць.

Город называют «жемчужиной Ренессанса» в Польше, Люблинское воеводство, и нам давно хотелось этот город посетить. Недостатка в информации об этом городе в путеводителях и на сайтах нет, поэтому просто скажу, что увиденным остались довольны. Уютный город с центральной площадью в стиле Ренессанса. Строился по проекту итальянского архитектора Бернардо Морандо, который и придал городу стиль итальянской эпохи Возрождения.

Вокруг остатки крепостных стен с парками и прилегающими территориями, по которым можно гулять хоть целый день. На открытках понравилось изображение Ротонды, находящейся примерно в километре от крепостной стены перед железной дорогой. В зелени деревьев от города это строение не видно, но местные дорогу подсказали. В войну Ротонда использовалась в качестве тюрьмы. Ключи от входа находятся у «смотрителя» в домике метрах в двухстах до Ротонды.

В начале апреля туристов в городе еще мало, поэтому центральная и самая красивая площадь города к вечеру быстро пустела, а точки питания рано закрывались. Но в сезон, надеюсь, этот «недостаток» будет устранен.

В 110 км. от города расположен центр воеводства Люблин. В один из дней поехали туда, чтобы и город посмотреть, и посетить расположенный буквально на окраине Люблина Майданек – концентрационный лагерь в войну.

На въезде в Майданек написано, что и лагерь, и туристический офис начинают работать с апреля. Мы были уже в апреле, но шлагбаум с пустой «будкой» для «вратаря» был открыт для свободного въезда машин, а туристический офис, наоборот, еще закрыт. Бесплатно въехали на территорию, поставили машину на парковку и полдня ходили по лагерю. Все основные бараки были открыты для осмотра и можно было заходить и осматривать любой из них.

Для тех, кому вредно много солнца: лагерь Майданек – это огромное открытое пространство под открытым небом и уже в апреле солнце светило ярко и обильно (по дороге из Замосць в Закопане бортовой компьютер показывал внешние плюс 27 градусов). Всем заинтересованным лучше иметь очки и головные уборы. И, наверное, воды – рядом только кладбище с торговлей цветами.

Хотя туристический офис не работал, туалет в торце здания на первом этаже был открыт.

На парковке имеется щит – план Люблина. Въезд в город – налево при выезде из ворот Майданека. К вечеру на дороге собирается длинная пробка, но водители пропускают выезжающие машины почти через одного. Кстати, «спасибо» в Польше как и во всей Европе – аварийка.

По центру Люблина прогулялись, к сожалению, по остаточному принципу – пора было уже возвращаться в Замосць. Но прогулка по центральной части города с крепостью понравилась. Каким-то образом город успел нам приглянуться…

Закопане.

Дорога из Замосць до Закопане пролегает по окраине Кракова… Снова пробки и загруженность магистралей. До Кракова и после него – никаких проблем; только удовольствие от путешествия по красивой стране.

Хотя Закопане и считается горным / горнолыжным курортом, в начале апреля снега в городе и близлежащих вершинах уже не было. Над городом на синем небе светило ласковое солнце и температура превышала 20 градусов тепла. Тем не менее, и город, и отдых в нем понравились, тем более, что снег мы, все же, нашли.

Остановились в апартаментах VIP Apartamenty Stara Polana. По сути, это четырехэтажный современный жилой комплекс, квадрат по периметру со SPA-центром внутри квадрата. Двухкомнатный номер с кухонным отсеком очень достойный, для четверых вполне хватило. Но площадь внутри комплекса тесновата, а SPA-центр с небольшим бассейном, сауной и джакузи маловат. В начале апреля уже были сложности с парковкой и купанием в бассейне, не говоря уж про джакузи, куда могло еле-еле вместиться максимум шесть человек. Что каждый вечер несколько вечеров подряд и делала компания гостей курорта из двух семей с детьми. Можно представить, как будет многолюдно в сезон. Успели покататься / прогуляться по горам, подняться на подъемнике на Каsрrоwy Wiеrch и пешком дойти до одной из самых знаменитых местных достопримечательностей – озеро Morskie Oko.
1) Горнолыжная вершина Каsрrоwy Wiеrch.

Деревня Kuznice, 7 км. от Закопане. Высота около 2 тыс. метров, стоимость подъема / спуска (без льгот) 63 ZL.

Если ехать на машине, то крайняя точка - деревня Kuznice, там много парковок, самая ближайшая к подъемнику – около 2 км. Непосредственно к подъемнику на авто подъехать можно, но парковка запрещена, только для гужевого транспорта и рядом – для маршруток.

От парковки можно либо на повозке, либо пешком. За двоих на повозке с нас возница запросил 70 ZL (1 400 руб.). Нам показалось «крутовато». Вполне благополучно эти 2 км. мы спокойно прошагали пешком.

От ж / д вокзала идут маршрутки непосредственно к подъемнику, стоимость, увы, не знаю, не пользовались.
На вершине горы на радость всем поднявшимся с лыжами, сноубордами или вообще «без ничего» всё еще лежал снег! Было холодно, дул пронизывающий холодный ветер и, тем не менее, за час пребывания там я умудрился загореть не меньше, чем на южном курорте.
2) Озеро Morskie Oko (Морской глаз).
От ж / д вокзала идут маршрутки.

На авто – если после вершины Каsрrоwy Wiеrch возвращаться в Закопане, на первом же круговом движении указатель на озеро «на три часа». Далее до конечной парковки, стоимость – 25 ZL независимо от количества часов, но в пределах дня.

Будьте внимательны – примерно за километр до конечной парковки главная дорога уходит влево. Из-за ремонта дороги я сосредоточился на суетящихся вдоль обочины рабочих, проскочил какие-то указатели, повернул по главной налево на надпись Lysa Polana (Лысая поляна) и пересек маленький мосток через неширокую речушку. И оказался на территории Словакии. Можно было бы покататься и по горам Словакии, виза позволяла. Но в условиях ограниченности по времени решили вернуться. В ста метрах от границы зашли в ресторанчик, где местные словаки объяснили дорогу. Двигаться нужно не по главной, а уходить немного правее на второстепенную.

На парковке оставляете авто и далее пешком 9 км., предварительно купив входной билет. Табличка на входе гласит, что время пути до озера – 2 ч. 25. мин. Мы дошли за 2 ч. 35 мин. Обратно сбежали с горки за 2 ч. 15 мин. В начале пути дорога ровная, затем начинается серпантин в гору. Есть места для отдыха, поэтому тяжелой дорога не должна показаться. Примерно за километр до озера – конечный пункт движения повозок. Оставшийся отрезок подъехать не получится – только пешком.

С точки зрения смены климата и температуры у нас удачно получилось: начало маршрута – лето и сухой асфальт. А последние примерно полтора километра кроссовками хлюпали по снегу. Местами подтаявшему, но, тем не менее, обильному. При этом, температура воздуха была значительно выше ноля и надевать на себя в пути теплые одежды не требовалось. Когда до озера оставалось метров пятьсот, нас посетила коллективная мысль: если на подходе к озеру всё в снегу, то значит и озеро еще во льдах?! И, значит, мы не увидим озеро во всей его весенне-летне-осенней красе!? Но не возвращаться же! Похлюпали по снегу дальше.

Опасения оказались не напрасными. Озеро действительно оказалось подо льдом и снегом в окружении унылого позднезимнего черно-белого пейзажа. Но удовольствие от пройденного пути осталось и после небольшого отдыха в кафе на озере мы за 2 ч. 15 мин. снова вернулись из зимы в лето!

В районе озера много пеших туристических маршрутов, в том числе на высшую точку польских Татр - гору Rysy (Рысы), 2 499 м. Из купленной нами в Закопане карты следовало, что от кафе на озере Morskie Oko до подножья горы за озером Czarny Stav можно дойти за 45 мин. (обратно – за 35 мин.) и далее подъем на вершину - 3 ч. 20 мин. (спуск – 2. ч. 30 мин.). Очень хотелось побывать пешим походом на вершине в 2 с половиной километра! Пока для нас рекорд – гора Говерла в Карпатах – 2 061 м. Но, к сожалению, в тот день двигаться на гору было уже поздно, а на следующий день нам предстояла дорога на Гданьск. Всё говорит за то, что нам нужно вернуться в Татры! Тем более, что подняться на Rysy можно и со словацкой стороны.

Дорога от Закопане до Лодзи (350 км.).

От Закопане до Кракова вообще никаких проблем. Далее дорога следует по окраине Кракова, здесь, как-правило, всегда толкучка. За Краковом начинается платный участок; много машин уходит на бесплатный. До Катовице автострада, машины сами летят; за порядка 53 км. заплатили два раза по 10 ZL. Перед Катовице свернули на север через Ченстохова на Лодзь и сразу встали в многокилометровую пробку. Помимо ремонта на отдельных участках эта дорога проходит через населенные пункты с множеством светофоров. Только за Ченстохова, через почти 60 км. пробок и медленной езды дорога становится относительно «быстрой» и приемлемой по качеству.

Лодзь.

Этот город в качестве места ночевки по пути из Закопане в Гданьск выбрали по двум причинам.

Во-первых, этот город находится практически посередине маршрута. От подъезда отеля в Закопане до подъезда отеля в Лодзи 357 км.; а от отеля в Лодзи до апартаментов в Гданьске - 327 км.

А во-вторых, этот город завлек нас своими граффити, которые хотелось отыскать и рассмотреть, что называется "вживую". Нашим дочкам эта тема оказалась интересной.

Остановились в отеле Savoy, на ul. Traugutta, две звезды, в ста метрах от центральной улицы города Piotrkowska. Отель расположен в здании начала 20-го века и по некоторым признакам чувствовалось, что лучшие времена отеля уже позади. Но нужно отдать должное владельцам отеля - номера отремонтированы, мебель новая, везде чисто и убрано.
Стоимость двух двухместных номеров питание не включала. Завтрак (континентальный буфет) стоит 25 ZL и оплачивается дополнительно, при желании. Парковка - городская стоянка в ста метрах от отеля. Если оплачивать за ночь в отеле - 25 ZL. Если пану на стоянке - первый час 2 ZL, каждый следующий час 1 ZL. Спасибо милой девушке на ресепшен, она объяснила. В итоге, за вечер в день приезда и до 12 часов следующего дня мы заплатили всего 16 ZL.

Прогулка по центру города понравилась - чисто, уютно. Мне ul. Piotrkowska напомнила Невский в Питере, только в миниатюре - дома пониже и улица поуже. Да реки с мостами нет.

Напрягло только одно обстоятельство - большое число нетрезвых прохожих, и мужчин и женщин. Может, мы попали в праздник, но запах алкоголя буквально витал в воздухе. И если дамы чинно курили в сторонке или старались идти ровно, и от них, кроме алкоголя и табака, часто слышался и приятный запах не самого плохого парфюма, то среди мужчин, особенно молодых, преобладали, по виду, гопники (хоть и не люблю это слово), словно приехавшие из какого-нибудь "Южного Бутово".

А теперь о граффити, если кому интересна эта тема.

На улицах Лодзи на 30-ти стенах расположилась экспозиция рекламы Urban Forms, которая привлекла к участию более 20 лучших художников из восьми стран. После передачи CNN «Больше, чем Бэнкси» и публикации рейтинга сайта boredpanda.com двадцати столиц стрит-арта Лодзь занял второе после Нью-Йорка место среди 20 крупнейших мировых центров стрит-арта, опередив Лондон, Мехико, Прагу, Берлин, Сан-Паулу, Париж, Мельбурн, Кейптаун, Рио-де-Жанейро и Вальпараисо.

Галерея Urban Forms - широкоформатные картины, нарисованные на торцах домов в центре (в основном) города Лодзь. По мнению французского журнала «Граффити» это одно из пяти самых важных событий в области современного искусства под названием стрит-арт.

Чтобы увидеть почти все основные и самые интересные работы, достаточно пройтись по ul. Piotrkowska, поглядывая по сторонам и сворачивая в прилегающие улочки.

Жемчужину Лодзи - работу бразильского художника Кобра (на ней изображен пианист Рубинштейн) даже не пришлось искать. Картина занимает торец дома на пересечении улиц Sienkiewicza и Traugutta, то есть улицы, на которой расположен "Савой". Кто будет ставить машину на парковку, заметит сразу. Кобра известен своими картинами знаменитых людей. В Москве на Б. Дмитровке красуется его работа - танцующая Майя Плисецкая.
Буквально в ста метрах по ul. Sienkiewicza на pl. Paryskiej Komuny - Женщина-Кошка, работа поляка Jana Michała Raspazjana. Здесь же, на соседнем доме, футуристические механизмы и транспортные средства от известного в Польше художника, законодателя граффити как искусства в этой стране, гданьского графика М-Сити.

Если от Savoy идти по Piotrkowska от центра и заглядывать влево в переулочки, заметите "Индейцев" - работу художников из Сан-Паулу. Когда радостно броситесь фотографировать эту работу, справа за обычным домом откроется картина, которая мне наиболее понравилась и которую я для себя назвал "Гибель Лодзи". Увы, как мы выяснили, эта картина хоть и считается самой большой в городе, но была нарисована не в рамках галереи Urban Forms, поэтому подписи автора на ней не имеется. А жаль… Чувствуется рука мастера, способного рисовать не только на заборах и стенах гаражей. На картине угадывается центральная площадь города, pl. Wolnosci (от нее начинается улица Piotrkowska), с колонной-памятником, проезжающим мимо трамваем и огромным куполом стоящего рядом храма. В динамике изображена набегающая на площадь огромная волна с парусником на её гребне. Еще немного, и центр города скроется под водой. Снимаю шляпу перед художником и преклоняюсь перед его талантом!
Из интересных картин еще можно отметить поднимающийся в небо «Воздушный шар» в виде слона с наездником. Но чтобы дойти до неё, а также чтобы увидеть остальные граффити, потребуется уже больше времени и сил, чем предполагает простая неспешная прогулка по центру города. Удачи!

Гданьск

Сразу за городом Лодзь дорога на Гданьск вливается в новую прекрасную скоростную автостраду до самого Гданьска. Проблем с движением никаких. Правда, знаки с обозначением скорости появились уже ближе к Гданьску (140 км.), но поляки пролетали мимо с гораздо большими скоростями и камер на трассе пока не видно. Примерно половина пути от Лодзи дорога пока бесплатна, затем вырастает пункт оплаты и за 10 ZL можно ехать дальше. При выезде с трассы к Гданьску оплачивается еще 19 ZL. Но денег не жалко; расстояние Лодзь - Гданьск в 327 км. проехали быстро, спокойно и без напряжения. Особенно понравились пункты отдыха у дороги с обширными площадками для стоянки легковых и грузовых машин, со стационарными туалетами, местами отдыха в виде беседок и лавочек, а также детскими площадками. Розницы нет, кроме стандартных автоматов по продаже напитков, но каждая припарковавшаяся семья обходилась своими запасами.

Остановились в апартаментах Делюкс IV по ul. Ogarna, 107. И сами апартаменты (две комнаты + кухонный отсек, большой санузел) и его место нахождения – всё очень достойно! Когда мы заселились и вышли вечером погулять, я не представлял, как далеко от центра мы находимся. Но буквально через мгновение мы оказались на центральной ul.Dluga (Длуга) перед ратушей Главного Города!

Гданьск покорил своей красотой и достопримечательностями! Этот город стОит посетить обязательно! Не такой большой и богатый готикой, как Прага, и не такой идеально средневековый, как Старый Город в Таллинне, но обладающий своими, неоспоримыми красотой и изяществом, достопримечательностями различных стилей и эпох!

Три дня (на четвертый был запланирован выезд из страны) пролетели как один миг, три дня мы бродили по улочкам так понравившегося нам города и, все-равно, этого оказалось нам мало…

На противоположной от ратуши Главного Города стороне ul. Dluga в доме с крылечком из нескольких ступенек расположен информационный туристический центр. Там можно купить путеводители по Гданьску и карты города, в том числе, на русском языке. В этих материалах довольно складно и подробно изложена информация о достопримечательностях города. Лучше у меня не получится, поэтому и пытаться не буду – приезжайте, покупайте (если в интернете еще не распечатали) и любуйтесь!

Но про одну из достопримечательностей Гданьска не удержусь, что бы не сказать пару слов. Именно начитавшись купленных путеводителей, мы решили один из вечеров посвятить ужину в ресторане, расположенном в «Доме Под Лососем» (ul. Szeroka, 51; ул. Шерока, 51). Специальностью старого Гданьска было производство благородных напитков, включая самый знаменитый из них – Goldwasser (Голдвассер). «Золотая водка», ароматный ликер с плавающими внутри бутылки тончайшими лепестками настоящего золота. Рецептуру «золотой водки» привез из Голландии Амброзиус Вермёлен. В июле 1598 г. он получил Гданьское гражданство и начал производить ликеры. С 1704 г. по 1945 г. резиденцией фирмы, как-раз, и был «Дом Под Лососем» на ul. Szeroka, 51. Здесь производилось более 70 видов ликеров, в том числе, если верить источникам, пользовавшаяся особым успехом вишневка Krambambuli и народный напиток Machandel (можжевеловая настойка). Водка Goldwasser была очень популярна в Польше, а также при дворах Германии, Франции, России.

В 1945 г. всё было разрушено. Но с течением времени «Дом Под Лососем» восстановили; первый этаж и антресоль с ведущей на неё лестницей используются под ресторан с неожиданным названием Pod Lososiem. Верхние этажи, по словам официантов, используются как обычные жилые помещения. В настоящее время рецептуры семнадцатого века более двухсот ликеров лежат неиспользованные в гданьском архиве.
Больше всего нам понравилась информация, что ресторан продолжает прежние традиции и подает водку Goldwasser, производимую в Германии по оригинальным рецептам, а также её польский аналог. Как мы поняли, вишневка Krambambuli и можжевеловая настойка Machandel – напитки из прошлого. А вот Goldwasser производится и поставляется в Польшу и, поскольку, никто из нас этот напиток ранее не пробовал, захотелось воспользоваться шансом. Тем более, что в условиях не наступившего еще туристического сезона и с учетом репутации ресторана как «дорогого» зал был пуст.

Сразу скажу: кухня очень вкусная и блюда нам понравились! Каждый из нас заказал по тарелке ухи и по второму блюду по своему вкусу и выбору (если в меню увидите надпись Pierogow, имейте ввиду – это пельмени).

На четверых стоимость ужина составила 372 ZL или 7 440 руб. при курсе 1 ZL / 20 руб., стоимость ужина без Goldwasser - 5 200 руб. Оказалось весьма недорого и очень вкусно.

А центровым и самым дорогим в этот вечер «блюдом» был, безусловно, ликер-водка Goldwasser. Напиток подают в «мензурочках» объемом в 20 мл. стоимостью 14 ZL каждая порция. При курсе, повторюсь, 1 ZL / 20 руб. одна порция стоит 280 руб. В состоянии покоя на дне мензурок лежат кусочки желтого цвета, как дань прежней традиции добавлять в водку лепестки настоящего золота. Естественно, в наше время плавающая в рюмке субстанция не может быть золотом, даже тонким лепестком, но официанты не смогли нам объяснить, что это за продукт. Только сказали, что «это» можно глотать, что мы и сделали.

Мы заказали 8 таких наперстков, по 2 на каждого. Итого, 40 мл. Goldwasser обошлись в 560 руб. на каждого. Зато теперь мы можем сказать, что пробовали гданьскую водку Goldwasser и имеем представление о её вкусе. Кстати, о вкусе – напиток крепостью в 40 градусов, но крепость эта совершенно не чувствуется. Там явно присутствует анис, может быть мелисса; далее наши усилия оказались тщетны. Поскольку это ликер, то напиток сладкий; на мой вкус – даже слишком. С учетом наших вкусовых впечатлений и отзывов родственников и знакомых, которым мы привезли Goldwasser в качестве сувенира, я собрал линейку отзывов на вкус напитка. Отзывы были разные: от восторженных «Потрясающе!» и «Восхитительно!» - через сдержанное «Необычно…» - до недоуменного «Это что за гадость!?».

Каким Goldwasser покажется на ваш вкус – решать вам, уважаемые коллеги по путешествиям. Желаю удачи!

В завершение кулинарной темы: еще мы обедали в ресторане по ul. Dluga возле тюремной башни и дома палача. Это центр и не найти улицу, дом палача и ресторан невозможно. Название не запомнили, но на входе в ресторан написано, что здесь подаются блюда польской кухни, а зазывала добавляет, что есть меню на русском. Захотелось попробовать национальной кухни, к тому же зазывалой возле входа стоял польский парень, очень похожий на чуть подросшего и немного пополневшего Дмитрия Хрусталева из женского Камеди. Из уважения к Дмитрию зашли и также остались очень довольны. Вкусно и по сравнению с Pod Lososiem более демократично по ценам.

Рядом со Старым Городом находится железнодорожный вокзал, чем мы решили воспользоваться при поездке в соседний Сопот, город-курорт и место «проведения конкурса эстрадной песни стран социалистического содружества» во времена социализма. Захотелось посмотреть, да и просто на Балтике побывать, поскольку от Гданьска непосредственно к морю далековато, не находишься. Стоимость билета в один конец - 4 ZL, ехать несколько остановок буквально минут двадцать.

Прогулялись по центральной части. Чисто, солнечно, но в тот день было очень ветрено. Мы объездили все страны Балтии плюс Финляндию и знаем, что на Балтике всегда ветер. Но в день нашего приезда, кажется, было особенно ветрено, тем более на вдающемся в море пирсе. Без головного убора при таком ветре у меня складывалось впечатление, что даже тот мозг, что еще по жизни остался, ветер безжалостно выдувал из головы через уши.
Пожалуй, и достаточно про Гданьск... Этот город заслуживает отдельной поездки, чтобы вдоволь походить по его, пусть и восстановленным, улицам и улочкам с огромными костелами.

Вот только птицы в Гданьске оказались отъявленными националистами. Крышу нашей сочно бордового цвета красавицы с московскими номерами, которую я несколько опрометчиво поставил под дерево во дворе апартаментов, они так изгадили, что без слез и внутреннего содрогания со второго этажа нашего номера невозможно было смотреть. Говорят, примета такая есть - если на тебя или на твою машину нагадила птица - жди премии. Судя по крыше нашей многострадальной машины - быть мне миллионером, хотя бы рублевым, ведь в сказки верить хочется... Вот и сижу по возвращении, пишу эти строки и продолжаю ждать. Жизнь-то тоже продолжается...

А крышу нашей красавицы дождь неплохо помыл по выезду из Польши – к счастью, Родина в лице Калининградской области встретила нас проливным дождем. Остатки смылись на автомойке, но окончательно мною оттерлись только специальным средством для трудно выводимых пятен.
Буду рад, если кто-то дочитал этот текст до конца и вдвойне рад, если кому-то этот текст окажется полезным.
Хотим снова в Польшу, ведь еще не всё видели, не везде бывали! До встречи на дорогах этой страны.

https://otzyv.ru/review/195821/

Влад Ловски

© 2000-2023 Polska.ru

«О Польше по-русски»

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика